Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Послание к Евреям святого апостола Павла

Послание к Евреям святого апостола Павла


Евр., 316 зач., VII, 7-17.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Нередко можно услышать о том, что условный Запад ставит во главу угла индивидуальность, в то время как условный Восток — коллективность. В русской культуре, как кажется, можно найти и те, и другие черты. И люди часто спорят о том, что же действительно лучше, какой из путей? Прикровенный ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 7-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 7.

7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.

И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:

10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,

16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Проблематика отрывка из послания апостола Павла, который мы сейчас услышали, может показаться далёкой от вопросов индивидуализма и коллективизма. Авраам, Мелхиседек, Левий, Аарон — это ведь всё о чём-то совершенно другом. Но это так только на первый взгляд. Дело в том, что апостол решает более глубокую задачу, в свете которой многие другие вопросы получают ответ.

Итак, любой иудей прекрасно знал историю Адама, Сифа, Ноя и других праведников. Но, кроме этого, он знал также, что история его собственного народа началась с праотца Авраама, который отозвался на Божий призыв и пошёл в страну обетованную. Именно с него начинается история спасения людей, он друг Божий, через его потомка Моисея людям был дан закон, дети его потомка Левия станут священниками и будут совершать истинное поклонение Богу в скинии, а затем в Иерусалимском храме. Иными словами, для иудея сложно найти людей более важных в истории спасения, чем Авраам, Моисей и Аарон... Вместе с тем, любой иудей так же помнил один загадочный эпизод, который произошёл в жизни Авраама, когда, возвращаясь из небольшого военного похода, он встретил таинственного царя Салима по имени Мелхиседек. Которому, как священнику Бога Вышнего, он отдаёт десятину и получает от него благословение. Смысл этого сюжета в том, чтобы, почитая Авраама и других, как тех, через кого им преподано спасение, иудеи помнили, что они лишь слуги Божии и получили благословение от того, кто выше них. При этом апостол Павел не рассказывает подробно историю Мелхиседека, потому что этот образ важен для него только как пример того, что на пути спасения иудеям может встретиться тот, кто выше Моисея, получившего закон, выше Аарона, ставшего первым священником. Речь, конечно, об Иисусе Христе, который Сам является Богом Воплотившимся, то есть Тем, Кто способен освободить нас от мира греха и соединить с Творцом. Причём, как и Мелхиседек, Иисус таков не потому, что потомок Аарона и не потому, что его священство обосновано законом, но потому что в Нём к людям пришёл Сам Бог и явил нам силу вечной жизни.

Почему же для апостола Павла важно всё это подчеркнуть? Да потому что иудеи, со всем своим законом и жертвами, уже давно жили земными интересами и смыслами. Да и Самого Бога часто воспринимали не как цель, но как средство для достижения земных целей. Но всё плотское, связанное с земным — умирает, в то время как духовное, связанное с Богом, — живёт вечно. Люди всегда будут находить поводы для споров по самым разным политическим, культурным и любым другим поводам, пока не поймут, что над всеми земными спорами есть Божья правда. Она заключается в том, что все мы личности и бесконечно любимы Творцом, однако счастливы по-настоящему бываем только тогда, когда стремимся к единству в мире и единомыслии друг с другом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Последние записи

Диана Берлин. «Неформат, или Дни радио»

В нашей профессии, друзья — а я говорю сейчас, как человек, годами причастный отечественному радиоэфиру, — есть люди, в применении к которым…

28.04.2024

Более 6000 детей получили помощь фонда «Настенька», поддержите работу фонда

Это осенью Тимофею исполнилось три года, он до сих пор вспоминает свой яркий день рождения: вкусный торт…

28.04.2024

«Кючук-Кайнарджийский мирный договор»

Вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о том, какие события привели к…

28.04.2024

«Христианин в современном мире». Павел Астахов

У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов. Наш гость рассказал о том,…

28.04.2024

«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова

В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого…

28.04.2024

Табынская икона Божией Матери

Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке…

28.04.2024

This website uses cookies.