Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Апостольские чтения

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла


2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Любой, кто знаком с особенностями подросткового возраста, знает, что одна из самых характерных его черт — максимализм. Всё должно быть как надо! Никому и никаких поблажек! Никаких условностей и полутонов — всё чёрно-белое. Подростки, что тут скажешь. Но можно ли нечто подобное встретить в Библии? Думаю, да. Особенно, если обратиться к отрывку из 6-й и 7-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 6.

16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Глава 7.

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Сегодняшнее апостольское чтение начинается с риторического по сути своей вопроса о совместимости храма Божьего с идолами. Очевидно, что для человека библейской культуры ни о какой совместимости этих явлений не могло быть и речи. И дело не только в том, что это было бы формальным нарушением второй заповеди, запрещавшей создание кумиров. Это было бы нарушением всего завета, потому что идолы или кумиры создаются как часть мировоззрения, суть которого в том, что люди полагаются на мёртвые, неодушевлённые вещи, вместо того чтобы связать свою жизнь с живым истинным Богом. Человек, очевидно, свободен жить, как он хочет. Но, возлагая надежду на неодушевленные предметы, он отдаёт себя в руки слепых сил природы, которым не знакомы ни понимание, ни любовь, ни милость. Напротив, если Он вступает в отношения с разумным Творцом, вся его жизнь озаряется светом промысла. Подобное вверение себя в руки Божии предполагает, что никаких других богов, идолов и всего прочего, чему человек мог бы полностью доверять, — не существует. Да, есть физические законы, законы, по которым происходят химические реакции и живут биологические существа... Но все эти законы созданы премудрым Творцом. Однако возникает следующий вопрос. Если в сердце человека не должно остаться места идолам, может ли в жизни остаться место для тех, кого условно можно было бы назвать идолопоклонниками? То есть — как быть с людьми, которые заблуждаются?

Ветхозаветный призыв, который цитирует апостол Павел, звучит крайне ригористично. Тем, кто вошёл в завет с Богом, было запрещено всякое общение с язычниками. Конечно, оно могло быть вынужденным, но слова «выйдите из среды их и отделитесь» звучали очень строго и однозначно, так что по собственной инициативе иудей не мог общаться с язычником. Более того, само это указание звучит как условие «к нечистому не прикасайтесь, и Я прииму вас». Усыновление Богу возможно после решительного выбора человека, отказавшегося от всего, что связано с грехом. Живя таким образом, ветхозаветное общество было призвано сохранить себя для новой жизни.

Однако апостол Павел цитирует эти слова, обращая их к христианам. Так же, как для молодого еврейского общества, к которому обращался Бог через Моисея, для молодой Церкви языческое море, бушевавшее вокруг, представляло серьёзную опасность. Но значит ли это, что апостол ждёт от учеников бегства из языческих городов и разрыва всех связей? Конечно, нет. Та граница, которая для иудеев древности была внешней и буквально физической, для христиан стала духовной и нравственной. Мы призваны со всем максимализмом восставать против любого идолопоклонства, магизма и язычества в себе, мы всеми силами стремимся к нравственной чистоте, мы хотим, чтобы итогом нашей жизни была праведность и богосыновство, которое даровано нам через Иисуса Христа. Но мы не можем и должны отрекаться от людей и закрываться от них. Ведь в глубине каждого сокрыт, пусть и поруганный, и искажённый — образ Божий, который может быть восстановлен, если человек приложит усилия. Верующие же, со своей стороны, призваны быть свидетелями чистой и праведной жизни, отделившись от греха, но не от ближнего.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Последние записи

Монах-путник. Алина Чернышева

Холодным октябрьским днём мы с сестрой возвращались из Москвы домой, в город Домодедово. Настроение на нуле, везли из ветклиники любимую кошку.…

14.05.2024

«На крещении»

Сегодня удивительный и незабываемый день — мы крестим Мишу, сына моих давних друзей. Мальчику исполнилось…

14.05.2024

14 мая. Об обличении зла

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела…

14.05.2024

14 мая. О ветхозаветной Книге «Плач Иеремии»

Сегодня 14 мая. День памяти Пророка Иеремии, жившего в VI (6) до Р. Х. О ветхозаветной Книге «Плач Иеремии», — Епископ…

14.05.2024

14 мая. О поминовении усопших после Светлой седмицы

Сегодня 14 мая. Радоница. О поминовении усопших после Светлой седмицы, — протоиерей Игорь Филяновский.

14.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 10 зач., IV, 1-10. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В христианском Символе веры предельно ясно сказано,…

14.05.2024

This website uses cookies.