Соборное послание святого апостола Иакова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Соборное послание святого апостола Иакова

Поделиться Поделиться

Иак., 54 зач., III, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Как убедить своих близких в том, что им необходимо поверить в Бога и пойти в Церковь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы соборного послания апостола Иакова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 3.

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,

2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков призывает нас внимательно следить за своим языком. Если присмотреться, то речь идет не о просто о бытовой болтовне. Начинает апостол с предостережения: «не многие делайтесь учителями». И речь дальше идёт не просто о словах, но именно о словах учителя. И не простого учителя, а учителя мудрости, учителя жизни, человека, который в глазах окружающих имеет огромный авторитет, а его речь зачастую принимается как инструкция к действию. Если такой человек не имеет того опыта, на который претендует, то его слова могут нанести самый тяжкий вред слушателям.

На страницах Нового Завета находим множество подобных случаев. Писание называет таких людей лжеучителями и даже антихристами. Все они прикрывались именем Христа, но, по сути, проповедовали собственное учение. Так, например, были те, кто пытался сделать из христианства разновидность иудаизма, и настаивал на соблюдении иудейских законов и ритуалов. Были такие, кто жил не так, как призывал жить других. Были те, кто учил, не имея элементарных знаний о том предмете, о котором говорил. Наконец, были те, кто учил, потакая прихотям толпы. И люди слушали их, шли за ними и это приносило вред не только их душе, но и телу. Язык псевдо-наставников становился для их горе-учеников неудержимым злом, исполненным смертоносного яда, как сказал Иаков.

Как это касается нас с вами? Кто не испытывает чувство глубокого удовлетворения, когда окружающие признают в нём авторитет, советуются с ним и внимательно слушают его советы? И порой это оправдано и закономерно. Например, если я специалист и профессионал в своём деле и в мои обязанности входит передать свои знания, умения и навыки подрастающему поколению. Однако нередко с таким же видом знатока мы пытаемся навязать окружающим свои представления о жизни в целом и о духовной реальности в частности. Мы с лёгкостью объясняем окружающим, что Бог хочет от них и почему в их жизни происходят те или иные события. Поэтому предостережения апостола Иакова звучат и для нас. «Поостерегись рассуждать о духовной жизни с видом знатока, — говорит он мне. — Если ты прочитал на эту тему на 10 книг больше, чем твои собеседники, это ещё не означает, что ты приобрёл опыт». Хотя иллюзия эта во мне очень живуча. Именно она толкает меня объяснить близким, как им надо поступать правильно, чтобы наладить свои отношения с Творцом. Печально, но нередко эти благие намерения заканчиваются бедой. Ведь то, что я говорю, я знаю лишь в теории.

Поэтому почаще будем приводить себе на память слова Христа: старайтесь жить так, чтобы люди, видя ваши добрые дела, славили Отца вашего Небесного. То есть сначала дело, потом слово. Самое сильное слово — это слово от опыта. Апостолы свидетельствовали о том, что, как говорит Писание, «видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши». Так и нам необходимо не просто делиться информацией о своей вере, но свидетельствовать о ней своей жизнью. Чтобы окружающие, заметив в нас позитивные изменения, сами спросили: расскажи, что именно мне надо сделать, чтобы получить то, что есть у тебя. В этом случае, как советует апостол Павел, мы должны поделиться с ними своим опытом с кротостью и смирением. Но если такого запроса нет, лучше не навязываться, не вступать в пустые споры и прения. Но продолжить терпеливо и усердно исполнять Евангельские заповеди во всех своих делах.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем