Иак., 54 зач., III, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как убедить своих близких в том, что им необходимо поверить в Бога и пойти в Церковь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы соборного послания апостола Иакова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков призывает нас внимательно следить за своим языком. Если присмотреться, то речь идет не о просто о бытовой болтовне. Начинает апостол с предостережения: «не многие делайтесь учителями». И речь дальше идёт не просто о словах, но именно о словах учителя. И не простого учителя, а учителя мудрости, учителя жизни, человека, который в глазах окружающих имеет огромный авторитет, а его речь зачастую принимается как инструкция к действию. Если такой человек не имеет того опыта, на который претендует, то его слова могут нанести самый тяжкий вред слушателям.
На страницах Нового Завета находим множество подобных случаев. Писание называет таких людей лжеучителями и даже антихристами. Все они прикрывались именем Христа, но, по сути, проповедовали собственное учение. Так, например, были те, кто пытался сделать из христианства разновидность иудаизма, и настаивал на соблюдении иудейских законов и ритуалов. Были такие, кто жил не так, как призывал жить других. Были те, кто учил, не имея элементарных знаний о том предмете, о котором говорил. Наконец, были те, кто учил, потакая прихотям толпы. И люди слушали их, шли за ними и это приносило вред не только их душе, но и телу. Язык псевдо-наставников становился для их горе-учеников неудержимым злом, исполненным смертоносного яда, как сказал Иаков.
Как это касается нас с вами? Кто не испытывает чувство глубокого удовлетворения, когда окружающие признают в нём авторитет, советуются с ним и внимательно слушают его советы? И порой это оправдано и закономерно. Например, если я специалист и профессионал в своём деле и в мои обязанности входит передать свои знания, умения и навыки подрастающему поколению. Однако нередко с таким же видом знатока мы пытаемся навязать окружающим свои представления о жизни в целом и о духовной реальности в частности. Мы с лёгкостью объясняем окружающим, что Бог хочет от них и почему в их жизни происходят те или иные события. Поэтому предостережения апостола Иакова звучат и для нас. «Поостерегись рассуждать о духовной жизни с видом знатока, — говорит он мне. — Если ты прочитал на эту тему на 10 книг больше, чем твои собеседники, это ещё не означает, что ты приобрёл опыт». Хотя иллюзия эта во мне очень живуча. Именно она толкает меня объяснить близким, как им надо поступать правильно, чтобы наладить свои отношения с Творцом. Печально, но нередко эти благие намерения заканчиваются бедой. Ведь то, что я говорю, я знаю лишь в теории.
Поэтому почаще будем приводить себе на память слова Христа: старайтесь жить так, чтобы люди, видя ваши добрые дела, славили Отца вашего Небесного. То есть сначала дело, потом слово. Самое сильное слово — это слово от опыта. Апостолы свидетельствовали о том, что, как говорит Писание, «видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши». Так и нам необходимо не просто делиться информацией о своей вере, но свидетельствовать о ней своей жизнью. Чтобы окружающие, заметив в нас позитивные изменения, сами спросили: расскажи, что именно мне надо сделать, чтобы получить то, что есть у тебя. В этом случае, как советует апостол Павел, мы должны поделиться с ними своим опытом с кротостью и смирением. Но если такого запроса нет, лучше не навязываться, не вступать в пустые споры и прения. Но продолжить терпеливо и усердно исполнять Евангельские заповеди во всех своих делах.
Монах-путник. Алина Чернышева
Холодным октябрьским днём мы с сестрой возвращались из Москвы домой, в город Домодедово. Настроение на нуле, везли из ветклиники любимую кошку. Ей оставалось жить два-три месяца. Дома с бабушкой меня ждала пятимесячная дочка, я торопилась ее кормить.
Сильный дождь не давал ехать быстро. И вдруг мы заметили движущийся по обочине силуэт на электросамокате. Черную одежду, похожую на рясу, развивали порывы ветра. «Монах» — пронеслось в голове.
«Надо бы подвезти» — подумала я. Но двум девушкам приглашать в машину незнакомого мужчину страшно. А вдруг он вовсе не монах?
Мы все-таки остановились на обочине, чуть обогнав путника.
— Здравствуйте, Вас подвезти? Совсем промокли, ливень такой! — крикнула я подъезжавшему к нам человеку на электросамокате. Он кивнул головой.
Положили самокат в багажник, мужчина сел на заднее сидение. Я включила печку на полную и передала назад салфетки.
— Вам куда? — спросила его моя сестра. Продрогший человек скованными от холода руками на своем планшете указал конечную точку маршрута — монастырь в Воронежской области. Мы поняли. Он — немой. И дальше общение продолжилось через переписку в планшете.
— Почему Вы на самокате? Дождь ледяной, холодно же?
— На автобус не хватило денег и пришлось ехать на самокате.
— Возьмите пожалуйста деньги на дорогу — написали мы в ответ на планшете — Где ближайшая остановка автобуса? Знаете?
Остановка была далеко. До нее оставалось около 30-ти километров. А наш поворот домой — через пять километров. Что же делать? Хочется помочь человеку. Но дома — грудная дочка, которую пора кормить, на борту — больная кошка.
— Простите, отче. Мы не сможем до самой остановки Вас довезти!
— Ничего страшного! Вы уже очень помогли! Бог не оставит! — написал монах.
Когда путник выходил из машины в дождь, он улыбался. А мне хотелось плакать.
Добрались до дома. Я сделала все дела. На душе было тяжело. Ведь я высадила человека в дождь, не предложила перчатки, которые были в машине, не спросила имя, не записала ни его телефон, ни адрес обители, чтобы узнать, как он добрался.
В памяти стояло его лицо, мокрая борода и улыбка.
Этот путник поразил меня доверием Богу. Я всегда пытаюсь все предусмотреть, заранее продумать. А глухонемой человек в холод без сумки на самокате преодолел расстояние в десятки километров в тоненькой рясе и с планшетом.
После сделанного доброго дела обычно становится тепло внутри. Но после сумбурного расставания с путником не было ощущения выполненного долга. Остались только переживания за его судьбу. Все, что мне оставалось, поминать в молитве отважного монаха с теплой улыбкой.
Прошло пять лет.
Мы с детьми поехали в Новоспасский монастырь. При входе я вдруг увидела знакомую фигуру: рыжие волосы, открытая улыбка. Это тот самый человек, которого я оставила и о ком тревожилась? Неужели? Если это он, то, наверное, где-то рядом должен быть самокат — подумала я. Этого не может быть! У стены стоял тот самый электросамокат!
Господи, благодарю! Через 5 лет моих угрызений совести и тревог Ты свел снова нас с этим человеком. Он жив, он снова улыбается!
Монах меня узнал! Снова закивал головой! Как он вообще он мог меня узнать? Ведь при нашей первой встрече я вела машину и лишь изредка оборачивалась назад. Но он узнал. Мы стояли и улыбались. Я была счастлива! Господь услышал меня и утешил — показал, что с монахом-путником все хорошо. Показал так, как только Он мог это сделать. От волнения снова не спросила, ни как доехал, ни имени, ни телефона, ни адреса — ничего...
Следующим утром я снова поехала в Новоспасский монастырь, чтобы разыскать путника. Но поиски ни к чему не привели. Возможно когда-то состоится третья встреча. Господи, спаси и сохрани этого светлого человека, Тебе его имя известно!
Автор: Алина Чернышева
Все выпуски программы Частное мнение
«На крещении»
Сегодня удивительный и незабываемый день — мы крестим Мишу, сына моих давних друзей. Мальчику исполнилось три месяца, и родители решили, что пора. А крёстным отцом попросили быть меня. Я, конечно, с радостью согласился, ясно отдавая себе отчёт в важности этого дела. Ведь быть крёстным — это огромная ответственность. Ребёнка нужно не просто покрестить, необходимо молиться за него и помогать родителям в воспитании, чтобы мальчик вырос настоящим христианином.
И вот мы, друзья и родственники, стоим в храме, и старенький священник отец Савва совершает Таинство крещения. Каждая молитва, каждое действие несёт в себе смысл.
Мы торжественно объявляем, что младенец Михаил, принесённый родителями в храм, выбирает Христа и соединяется с Ним. И наконец, кульминация таинства — ребёнка троекратно — во имя Отца и Сына и Святого Духа — погружают в воду и крестят! Теперь маленький Миша в большой и дружной семье, в Церкви Христовой. Теперь он под защитой и покровительством Бога!
Священник, родители малыша, их родственники и друзья несказанно рады — сегодня Церковь стала больше на одного маленького человека.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 мая. Об обличении зла
В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его».
Об обличении зла, — протоиерей Георгий Завершинский.