
Иак., 54 зач., III, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как убедить своих близких в том, что им необходимо поверить в Бога и пойти в Церковь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы соборного послания апостола Иакова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков призывает нас внимательно следить за своим языком. Если присмотреться, то речь идет не о просто о бытовой болтовне. Начинает апостол с предостережения: «не многие делайтесь учителями». И речь дальше идёт не просто о словах, но именно о словах учителя. И не простого учителя, а учителя мудрости, учителя жизни, человека, который в глазах окружающих имеет огромный авторитет, а его речь зачастую принимается как инструкция к действию. Если такой человек не имеет того опыта, на который претендует, то его слова могут нанести самый тяжкий вред слушателям.
На страницах Нового Завета находим множество подобных случаев. Писание называет таких людей лжеучителями и даже антихристами. Все они прикрывались именем Христа, но, по сути, проповедовали собственное учение. Так, например, были те, кто пытался сделать из христианства разновидность иудаизма, и настаивал на соблюдении иудейских законов и ритуалов. Были такие, кто жил не так, как призывал жить других. Были те, кто учил, не имея элементарных знаний о том предмете, о котором говорил. Наконец, были те, кто учил, потакая прихотям толпы. И люди слушали их, шли за ними и это приносило вред не только их душе, но и телу. Язык псевдо-наставников становился для их горе-учеников неудержимым злом, исполненным смертоносного яда, как сказал Иаков.
Как это касается нас с вами? Кто не испытывает чувство глубокого удовлетворения, когда окружающие признают в нём авторитет, советуются с ним и внимательно слушают его советы? И порой это оправдано и закономерно. Например, если я специалист и профессионал в своём деле и в мои обязанности входит передать свои знания, умения и навыки подрастающему поколению. Однако нередко с таким же видом знатока мы пытаемся навязать окружающим свои представления о жизни в целом и о духовной реальности в частности. Мы с лёгкостью объясняем окружающим, что Бог хочет от них и почему в их жизни происходят те или иные события. Поэтому предостережения апостола Иакова звучат и для нас. «Поостерегись рассуждать о духовной жизни с видом знатока, — говорит он мне. — Если ты прочитал на эту тему на 10 книг больше, чем твои собеседники, это ещё не означает, что ты приобрёл опыт». Хотя иллюзия эта во мне очень живуча. Именно она толкает меня объяснить близким, как им надо поступать правильно, чтобы наладить свои отношения с Творцом. Печально, но нередко эти благие намерения заканчиваются бедой. Ведь то, что я говорю, я знаю лишь в теории.
Поэтому почаще будем приводить себе на память слова Христа: старайтесь жить так, чтобы люди, видя ваши добрые дела, славили Отца вашего Небесного. То есть сначала дело, потом слово. Самое сильное слово — это слово от опыта. Апостолы свидетельствовали о том, что, как говорит Писание, «видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши». Так и нам необходимо не просто делиться информацией о своей вере, но свидетельствовать о ней своей жизнью. Чтобы окружающие, заметив в нас позитивные изменения, сами спросили: расскажи, что именно мне надо сделать, чтобы получить то, что есть у тебя. В этом случае, как советует апостол Павел, мы должны поделиться с ними своим опытом с кротостью и смирением. Но если такого запроса нет, лучше не навязываться, не вступать в пустые споры и прения. Но продолжить терпеливо и усердно исполнять Евангельские заповеди во всех своих делах.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы привыкли, что в храм может прийти любой человек и его там должны будут встретить и принять как Божее чадо. Но так ли безусловно Божие принятие? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Любой человек, сколько-нибудь знакомый с миром религий, знаком также с понятием «жертва». Традиционно под жертвой понимается дар божеству, целью которого является примирение или выражение почтения. При этом уже первые жертвы, которые мы видим в Священном Писании, оказываются оценены по-разному. Жертва Авеля принята, в то время как жертва Каина — отвергнута. И хотя в еврейской версии книги Бытия, нет прямого указания на причину произошедшего, в греческой, которая называется Септуагинта, сохранилось уточнение, суть которого в том, что Каин, хотя и приносил жертву, Богом пренебрёг и лучшее из этой жертвы оставил себе. Размышляя о его поступке, каждый может задать себе вопрос: когда мы приходим к Богу, кто нам интересен? Мы или Он? Мы думаем о себе или о Нём? Когда просим — не просим ли для себя? Когда благодарим, не благодарим ли для того, чтобы в следующий раз иметь возможность обратиться? И вот эта зацикленность на себе и есть главная проблема нашей жизни, потому что именно она не даёт нам предстать перед Богом так, чтобы думать о Нём, слышать Его и стремиться к Нему.
Отрывок из послания к евреям, который мы сейчас услышали, говорит о Христе как о Первосвященнике будущих благ. Автор противопоставляет Его обычным иудейским священникам, которые через ритуалы и жертвы давали людям временное ощущение чистоты, нравственной и ритуальной. Они не понимали, что ритуальные заповеди даны лишь для того, чтобы приучить человека к послушанию Богу, но подлинная чистота или нечистота может присутствовать только в сердце, как об этом говорил Христос. В отличие от обычных священников, которые были людьми и в своих жертвах стремились ко вполне человеческим целям, Спаситель, как воплотившийся Бог, в Своей Жертве стремился не к тому, чтобы очистить тело человека и снять с него вину за нарушение ритуальных заповедей. Христос пришёл для того, чтобы навсегда открыть людям путь к Богу как к небесному Отцу, любящему и милосердному. Не случайно Он сказал о Себе, что Он дверь. Кто входит через Него в общение с Отцом — обретает вечную жизнь. При этом сам Спаситель взошёл на крест и пролил Свою кровь, чтобы очистить нашу совесть от мёртвых дел. Но очистить не механически, а позволив нам пройти подобный путь. Ведь тем, чем был для Него крест, для нас становится крещение. Чтобы очиститься от мёртвых дел, надо для них духовно умереть и возродиться через крещальную купель для служения Богу живому и истинному.
Двери храмов открыты для всякого, кто хочет обратиться к истинному Богу, ведь Он со Своей стороны готов принять каждого. Но раз Он Бог живой, человек позволяющий себе мёртвые дела, даже если приходит к Нему внешне, не может прийти внутренне. Речь не просто о переживании некоторых эмоций и чувств, но о делах, которые этими чувствами порождаются, о поступках, противоречащих заповедям. Итак, прийти может каждый, но путь к Богу лежит через сердечное и внутреннее обращение, через преображение жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вика сможет дышать без боли! Поможем другим детям

13-летняя Вика живёт в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области. Из-за болезни девушка не ходит, но несмотря на инвалидность, стремится быть обычным активным подростком. Она учится в 8 классе и в будущем хочет стать врачом-ветеринаром. Вика общительная, легко находит с окружающими общий язык. В свободное от школьных забот время занимается творчеством — собирает пазлы, создаёт картины из алмазной мозаики и принимает участие в областных конкурсах творчества для детей с инвалидностью.
У Вики спинальная мышечная атрофия — это болезнь, при которой постепенно перестают работать мышцы тела. Вылечить её нельзя, но остановить развитие болезни — можно. Для этого нужен редкий дорогостоящий препарат. Так сложилось, что Вика начала получать такое лекарство гораздо позже, чем было необходимо. Поэтому она лишилась возможности ходить. Более того, на фоне заболевания у девушки искривился позвоночник. Настолько сильно, что Вика не может нормально дышать. Но есть и хорошая новость — совсем скоро ей проведут операцию: установят металлоконструкцию, которая распрямит позвоночник. И тогда каждый вдох и выход больше не будет для девушки испытанием.
Свыше миллиона рублей на сложное лечение для Вики из Кемеровской области собрал фонд «Счастье детям». И сегодня она уже готовится к долгожданной операции!
За 12 лет работы фонд «Счастье детям» поддержал больше трёхсот детей и подростков из Кузбасса и не только. Если вы хотите присоединиться к добрым делам проекта, переходите на сайт фонда.
Прямо сейчас помощь требуется Милану Соловьёву, подростку необходимо лечение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Благовещение. Шестая неделя Великого поста». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.9:11-14) и Евангельского (Мк.10:32-45) чтений в пятое воскресенье Великого поста, о шестой неделе Великого поста, о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы, о Лазаревой субботе (воскрешение Лазаря), а также о дне памяти преподобного Иоанна Египетского.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица