
Евр., 315 зач., VII, 1-6.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Библии есть персонажи, которые по сей день не оставляют в покое исследователей, — и об одном из таких напоминает нам апостол Павел в отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня в православных храмах во время литургии.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
Мелхиседек — едва ли не самый загадочный персонаж во всей Библии: он упоминается впервые в книге Бытия в истории с праотцем Авраамом — когда после победы Авраама его встречает некий священник Бога Всевышнего с хлебом и вином — которому, в свою очередь, Авраам отдаёт десятую долю отнятой у врагов добычи. Второй раз это имя встречается в 109-м псалме Давида, где речь идёт уже о Мессии — «священнике вовек по чину Мелхиседека».
И это — представляете себе! — всё, что мы знаем. Конечно, существует немало разных апокрифических преданий, литературных фантазий — но всё это настолько неубедительно и ни на чём не основано, что вообще не заслуживает внимания. Гораздо важнее то, что в послании к Евреям — отрывок из которого мы и слышали сегодня — апостол Павел очень подробно опирается именно на этот, казалось бы, совсем небольшой эпизод книги Бытия — для обоснования исключительности Иисуса Христа как совершенно уникального, ни с кем не сравнимого, посредника между Богом и человечеством.
На самом деле, перед нами — интереснейшее явление: ещё одно подтверждение того, что вся Библия — это действительно Слово Божие, Откровение Самого Господа Бога, на протяжение тысячелетий разными способами, через разных людей, передававшего важные послания всему человечеству. Зачем было Моисею как автору книги Бытия — оставлять этот совершенно непонятный, никак не объяснимый, эпизод с очень странным «царём Салима» — про которого ни ранее, ни позже нигде не будет упомянуто? Ответ может быть только один: потому, что так было задумано Самым Главным Автором этой Книги — Богом. Только Он Один и знал, что пройдёт много сотен лет, пока в лице Иисуса Христа, Сына Божия, откроется смысл этой встречи Авраама и Мелхиседека.
Я бы привёл такое сравнение. Знаете ли вы, что такое — «закладные конструкции»? Это некие детали, вкладываемые в фундамент, стены и так далее — во время стройки. К ним впоследствии привязываются другие элементы строения — но прежде, чем их заложить, надо чётко понимать, где именно они должны находиться и какую функцию будут впоследствии выполнять. Другими словами — нужен чёткий проект. История с Мелхиседеком — тоже такая своего рода «закладная конструкция», оставленная Моисеем, и актуализированная уже только в эпоху Нового Завета, когда на неё смог опереться апостол Павел.
Но в сегодняшнем упоминании Мелхиседека есть ещё один важный момент. Сама фигура загадочного царя, при этом названного «священником Бога Всевышнего» — яркий пример того, что я назвал бы «зазором», «пространством» или «воздухом» для тех действий Божественного Промысла, о которых нам ничего не известно. То, что в библейской истории вдруг то там, то здесь появляются какие-то странные, загадочные, а порой и вообще неоднозначные персонажи — которые потом неожиданно вплетаются, например, в родословную Иисуса Христа — однозначно свидетельствует о том, что у Бога много разных путей, неведомых нам, для выстраивания своей, неподвластной нам, логики. То, что может казаться нам простым и однозначным, для Бога может быть развёрнуто в совершенно иной, невероятной для нас, перспективе. И это — замечательно: значит, даже в самой, казалось бы, тупиковой с любой точки зрения ситуации, всё равно остаётся шанс, что у Бога — выход будет найден! И, возможно, именно этот, неведомый для нас выход, и окажется самым лучшим в итоге с любой точки зрения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов