Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

Евр., 315 зач., VII, 1-6.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В Библии есть персонажи, которые по сей день не оставляют в покое исследователей, — и об одном из таких напоминает нам апостол Павел в отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня в православных храмах во время литургии.

Глава 7.

Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,

2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,

3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.

5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.

6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

Мелхиседек — едва ли не самый загадочный персонаж во всей Библии: он упоминается впервые в книге Бытия в истории с праотцем Авраамом — когда после победы Авраама его встречает некий священник Бога Всевышнего с хлебом и вином — которому, в свою очередь, Авраам отдаёт десятую долю отнятой у врагов добычи. Второй раз это имя встречается в 109-м псалме Давида, где речь идёт уже о Мессии — «священнике вовек по чину Мелхиседека».

И это — представляете себе! — всё, что мы знаем. Конечно, существует немало разных апокрифических преданий, литературных фантазий — но всё это настолько неубедительно и ни на чём не основано, что вообще не заслуживает внимания. Гораздо важнее то, что в послании к Евреям — отрывок из которого мы и слышали сегодня — апостол Павел очень подробно опирается именно на этот, казалось бы, совсем небольшой эпизод книги Бытия — для обоснования исключительности Иисуса Христа как совершенно уникального, ни с кем не сравнимого, посредника между Богом и человечеством.

На самом деле, перед нами — интереснейшее явление: ещё одно подтверждение того, что вся Библия — это действительно Слово Божие, Откровение Самого Господа Бога, на протяжение тысячелетий разными способами, через разных людей, передававшего важные послания всему человечеству. Зачем было Моисею как автору книги Бытия — оставлять этот совершенно непонятный, никак не объяснимый, эпизод с очень странным «царём Салима» — про которого ни ранее, ни позже нигде не будет упомянуто? Ответ может быть только один: потому, что так было задумано Самым Главным Автором этой Книги — Богом. Только Он Один и знал, что пройдёт много сотен лет, пока в лице Иисуса Христа, Сына Божия, откроется смысл этой встречи Авраама и Мелхиседека.

Я бы привёл такое сравнение. Знаете ли вы, что такое — «закладные конструкции»? Это некие детали, вкладываемые в фундамент, стены и так далее — во время стройки. К ним впоследствии привязываются другие элементы строения — но прежде, чем их заложить, надо чётко понимать, где именно они должны находиться и какую функцию будут впоследствии выполнять. Другими словами — нужен чёткий проект. История с Мелхиседеком — тоже такая своего рода «закладная конструкция», оставленная Моисеем, и актуализированная уже только в эпоху Нового Завета, когда на неё смог опереться апостол Павел.

Но в сегодняшнем упоминании Мелхиседека есть ещё один важный момент. Сама фигура загадочного царя, при этом названного «священником Бога Всевышнего» — яркий пример того, что я назвал бы «зазором», «пространством» или «воздухом» для тех действий Божественного Промысла, о которых нам ничего не известно. То, что в библейской истории вдруг то там, то здесь появляются какие-то странные, загадочные, а порой и вообще неоднозначные персонажи — которые потом неожиданно вплетаются, например, в родословную Иисуса Христа — однозначно свидетельствует о том, что у Бога много разных путей, неведомых нам, для выстраивания своей, неподвластной нам, логики. То, что может казаться нам простым и однозначным, для Бога может быть развёрнуто в совершенно иной, невероятной для нас, перспективе. И это — замечательно: значит, даже в самой, казалось бы, тупиковой с любой точки зрения ситуации, всё равно остаётся шанс, что у Бога — выход будет найден! И, возможно, именно этот, неведомый для нас выход, и окажется самым лучшим в итоге с любой точки зрения!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем