
Сегодня 31 марта. В этот день в 1685 году родился немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Сегодня едва лишь мы услышим хоралы Баха, его страсти по евангелистам, Матфею, Иоанну. Едва лишь услышим его концерты и фуги, произведения малого жанра. Мы сразу останавливаемся. От нас отходит суета. Мы прислушиваемся к музыке и словно обретаем крылья. Потому что творчество Баха, несомненно, помазано милостью Божией. Он дотрагивается, сам того не желая, до глубинных сфер человеческой души, ее неизменно умягчая, возвышая, возводя наш дух Богу. Почему это происходит? В силу глубокой искренней религиозности и посвящения большинства произведений Христу Спасителю и святым Его. Поэтому сегодня, воспоминая Иоганна Себастьяна Баха, поучимся у него преданности своему делу, творческой скромности, семейным добродетелям и желанию всего себя отдавать от Глория Деи, славе Божией. Как и в Священном Писании сказано: «Прославляющего меня прославлю».
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 79. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
Возможность развиваться и общаться для детей с тяжёлыми нарушениями

Эрик пришёл в московский Елизаветинский детский сад с большим багажом трудностей. Он плохо двигается и сам почти ничего не слышит, его выручают слуховые аппараты. Поначалу Эрику было некомфортно в новой обстановке, он нервничал, не хотел ни с кем общаться и отказывался от еды. Но в Елизаветинском саду, где помогают особенным детям, знают, что ко всем нужно относиться с любовью, терпением и пониманием. В этот детский сад приводят ребят с тяжёлыми двигательными и другими нарушениями. С каждым занимаются разные специалисты, и отталкиваясь от возможностей ребёнка, учат его важному: ладить с другими, выражать эмоции и желания, самостоятельно есть и не только. К Эрику тоже нашли подход. Подобрали правильный темп занятий и определили вектор развития — через книги и визуальные пособия.
Теперь он с радостью приезжает в сад, у него появились друзья и любимое занятие — изучать книги. Он с удовольствием пролистывает страницы, вглядывается в текст и рассматривает картинки.
Пример Эрика — это доказательство того, что даже в самых сложных обстоятельствах можно найти подход к ребёнку и помочь ему совершить успехи в развитии.
За каждым достижением подопечных Елизаветинского детского сада стоит ежедневный труд сотрудников: воспитателей, музыкального педагога, специалиста по социальной адаптации, дефектолога и других.
Поддержите проект и его команду, сделав любой благотворительный взнос на сайте Елизаветинского сада. И пусть дети с тяжёлыми нарушениями обретают возможность развиваться и общаться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов