Адрес храма Храм Никиты Мученика на Старой Басманной:
107066, Москва, ул. Старая Басманная, 16;
Схема проезда:
Контакты:
107066, Москва, ул. Старая Басманная, 16;
Телефон: 261-33-88.
Ежели взять да и пройтись по Старой Басманной улице, то по обилию стоящих на ней богатых старинных особняков, быстро поймешь, что Басманная слобода во времена оны местом была непростым.
А непростое место требовало и непростого храма. Вот о нем-то мы и расскажем. О Храме Никиты Мученика в Старой Басманной слободе.
Появился он здесь по поводу весьма знаменательному. В 1518 году в Москву из Владимира доставили две святыни - образ Спасителя и Владимирскую икону Божией Матери для обновления и украшения серебром и золотом. Спустя год, торжественным крестным ходом иконы провожали обратно, что происходило как раз в праздник святого Никиты Мученика. И на месте прощания с иконами Великий князь Василий III повелел поставить церковь и освятить её в честь Владимирской иконы Божией Матери. Что и было сделано.
В 1685 году на месте деревянного стоял уже первый каменный храм с приделом Никиты Мученика.
Версия же появления нынешнего здания храма весьма интересна. В Капитановой слободе, на нынешней Новой Басманной улице по указу Петра Первого построили новый – очень красивый - храм Петра и Павла, который резко контрастировал с обветшавшей Никитской церковью.
И тогда жившие на Старой Басманной дворяне и купцы – народ, заметим, небедный! - решили построить себе храм, который был бы больше и лучше.
Превзойти решили императора. И, как мне кажется, у них это получилось.
В 1745 году, в правление Елизаветы Петровны и с разрешения дщери петровой, храм взялся возводить князь Дмитрий Васильевич Ухтомский – один из лучших московских архитекторов эпохи елизаветинского барокко. Достаточно сказать, что среди его работ – колокольня в Троице-Сергиевой лавре.
А поскольку – цитирую – «Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности…», то и храм получился под стать только что услышанному вами определению стиля. То есть - очень красивым.
И не зря считается, что Никитский храм стал лучшим творением князя-архитектора Ухтомского.
Прихожанами же храма были люди, имена которых просто нет возможности перечислить и которые составили славу русской культуры. Я даже не буду пытаться их перечислять – столь много их было.
Закончу же просто. Храм прекрасен. Жив.
И вы можете встретиться с ним на Старой Басманной, 16.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема