Династия промышленников Прохоровых от поколения к поколению приумножала свой капитал. Миллионы радовали семью - они давали возможность заниматься благотворительностью. «Живите не для богатства, а для Бога», - завещал наследникам основатель династии Василий Прохоров.
Василий Иванович - выходец из крепостных - не получил образования. Его университеты – им же созданная знаменитая московская Трёхгорная мануфактура. А до её появления Василий занимался пивоварением. Семья Прохоровых была религиозной, и Василия смущал характер его занятий. Да и жена постоянно говорила, что она не может молиться об успехе дела, которое спаивает и разоряет людей. Василий продал пивоварню и вложил деньги в организацию ситценабивной мастерской.
Дело пошло в гору, Прохоров расширил его и открыл уже фабрику – Трёхгорную мануфактуру. В России тогда почти не занимались производством ситца, но именно на это и поставил Василий: у него не было конкурентов. Ткани шли нарасхват, и Прохоров стал уважаемым купцом. Его зауважали ещё больше, когда он занялся благотворительностью. Василий построил в городе два дома для престарелых и приют для детей. А заботясь о рабочих своей фабрики, организовал для них медицинский кабинет.
У Прохорова была огромная семья - десять своих и несколько приёмных детей. Но только один из наследников – сын Тимофей, по мнению Василия Ивановича, мог занять его место на фабрике. Во время войны 1812 года отец устроил сыну экзамен на прочность. Когда французы подошли к Москве, Василий Иванович спас свои ткани, отправив Тимофея торговать ими в провинцию. Несмотря на трудное для страны время, юноша сумел продать всё до последней нитки. Отец понял: из сына выйдет толковый коммерсант и передал ему мануфактуру. Тимофею было тогда 17 лет.
Он вырос на фабрике, хорошо знал рабочих и приходил в ужас от уровня их образования. Первым делом Тимофей стал учить работников грамоте. Но безусого мальчишку никто и слушать не захотел. Тогда Тимофей подошёл к проблеме с другой стороны. Рассудив, что будущее фабрики зависит от квалифицированных рабочих, он решил обучать не взрослых, а детей и открыл первую в Европе ремесленную школу. Днём ученики постигали азы разных профессий, а вечерами осваивали науки. На экзамены Прохоров приглашал других фабрикантов и те поражались успехам, которые делали дети. По окончании школы никто из них не хотел покидать фабрику.
При Тимофее Васильевиче на предприятии установилась железная дисциплина. О пьянстве или сквернословии не было и речи – Прохоров строго следил за нравственным обликом своих подчинённых. Но и заботился о них по-отечески. На фабрике был самый короткий в России рабочий день, по праздникам и выходным люди отдыхали. Тимофей Васильевич построил родильный дом, больницу, детский сад, дом для престарелых и школу для девочек. И первый в стране рабочий театр.
Трёхгорная мануфактура процветала. На выставках она завоёвывала медали. Сами же Прохоровы «за попечение о рабочих» получили благодарность от императора Николая Первого, право изображать на своих товарах российский герб и потомственное почётное гражданство.
Тимофей Васильевич одно время служил судьёй и был озабочен судьбой заключённых. Его особой болью стали дети арестантов. Педагоги школы Прохорова приезжали к ним давать уроки, а приходской священник вёл занятия по Закону Божию. Стараниями Прохорова для заключённых стали проводить богослужения. Он же построил для арестантов храм.
Тимофей Васильевич всегда предпочитал слову дело. А дела были таковы, что современники называли Прохорова самым передовым человеком своего времени. Он оставил после себя замечательный труд «О богатении», в котором писал, что богатство допустимо иметь только в том случае, если оно используется на помощь людям. Тимофей Прохоров не думал о наградах. Считал: лучшая награда для того, кто творит добрые дела - это прочувствованное понимание того, что он живёт «в Боге».
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Село Губино
Как развивается в наши дни российское село? Во многих уголках России по-разному. Где-то и не развивается, а угасает сельская жизнь. Только не рядом с Оптиной Пустынью. Какое оно, православное село? Это село, где есть храм Божий, русская классическая школа, и те люди, кому это очень нужно. А также Батюшки — они молятся об этих людях, которые отважно переезжают в российскую глубинку. И совсем об этом не жалеют.
О селе Губино, о его замечательных жителях и о всероссийском фестивале «Дни Достоевского», который организовала здесь Оптина Пустынь, наша программа.



в селе Губино





Епископ Можайский Иосиф Королев


Все выпуски программы Места и люди