Адрес храма Троицы Живоначальной в селе Троицкое-Голенищево:
119285, Москва, Мосфильмовская, 18А.
Как добраться:
От метро «Киевская» троллейбусами №№ 17, 34, автобусом № 119 (конечная остановка на вокзальной площади, близ башни с часами) —до остановки «Троицкое-Голенищево», (9-я остановка от Вокзала). До этой же остановки можно ехать 34-м троллейбусом от метро «Университет» или «Юго-Западная», троллейбусом № 7 от метро «Киевская» или «Октябрьская».
Схема проезда:
Контакты:
119285, Москва, Мосфильмовская, 18А,
+7 (499) 143-46-95
Адрес сайта: http://www.kadilo.info/
Лет эдак 400 назад в районе нынешней Мосфильмовской улицы стояло село Голенищево, принадлежащее на протяжении трех веков русским патриархам. Место было любимым, да настолько, что в 14 веке устроены здесь были митрополичьи сады, которые еще называли «райскими». И название это, надо полагать, появилось не просто так, а, скорее всего, соответствовало красоте садов.
Понятно, что патриаршее село не могло обойтись без церкви. И в самом деле, с века 14-го стояла здесь деревянная «опричная» - то есть предназначенная строго для патриархов - церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Несколько позже здесь же поставили церковь во имя Иоанна Богослова.
А еще позже, хотя и точная дата неизвестна, взамен прежней поставили церковь во имя Троицы Живоначальной. Впервые она упоминается в 1627 году. К этому времени и село – в честь церкви – называли уже Троицкое-Голенищево. Спустя же двадцать лет на месте увезенной в другое патриаршее село деревянной церкви государев подмастерье Антипа Константинов начал возводить необычный и очень красивый каменный храм.
Ныне этот храм в Троицком-Голенищеве считается одним из самых красивых и одним из немногих сохранившихся образцов так называемых многошатровых храмов. Их, шатров, четыре. Один шатер завершает сам храм, два шатра – два его придела, и еще один шатер увенчивает высокую колокольню.
Отметим к слову, что Антипа Константинов славен не только этим, но и еще многими храмами в Москве, Нижнем Новгороде и Владимире.
Во время войны 12-го года французы превратили храм в конюшню. Потом храм горел, в пожаре погиб старинный иконостас, но остались в целости старинные иконы: их как раз перед войной отдали поновить иконописцу, который и сохранил святыни.
В 1860 году старую колокольню снесли и построили новую, тоже с шатровым завершением.
После революции храм был открыт до 1939 года. А когда его закрыли, режиссер Сергей Эйзенштейн взял храмовый иконостас для съемок фильма «Иван Грозный». Увы, судьба иконостаса с тех пор неизвестна.
Позже в храме были склады разных ведомств, нотная библиотека Радио Коминтерна…
Но, слава Богу, все это уже в прошлом.
7 января 1992 года в храме на Мосфильмовской улице, 18-А прошло первое богослужение. И врата его вновь распахнуты для верующих.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







