Адрес храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Зацепе:
115054, г. Москва, ул. Дубининская, д.9/3, стр. 1,
ближайшая станция метро "Павелецкая".
Схема проезда:
Контакты:
115054, г. Москва, ул. Дубининская, д.9/3, стр. 1,
+7 (499) 235-5497
Адрес сайта: http://hram-flora-lavra.ru/
Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» по традиции московской носит еще и уточняющее название - на Зацепе в Ямской Коломенской слободе.
То есть местность, где стоит церковь, ранее была слободой, в которой жили в основном ямщики. Этим-то, кстати объясняется и то, что иногда церковь по одному из престолов именую церковью Фрола и Лавра – на Руси эти святые почитались как покровители ямщицкого транспорта – лошадей.
Несколько сложнее с интересным названием «Зацепа». Считается, что здесь проходила таможенная граница Москвы. Здесь же собирали торговые пошлины с тех, кто въезжал в город. И была здесь протянута цепь, за которую пускали уже после уплаты пошлины. Отсюда и пошло название Зацепа.
Первый, деревянный еще храм, упоминается в 1642 году как церковь апостолов Петра и Павла с приделом Фрола и Лавра.
Однако в 1738 году пожар полностью уничтожил храм. Вместо него возвели временную церковь, а годом позже начали возводить новый, каменный храм. Строили быстро и освятили храм уже в этом же, 1739 году. И освятили главный престол во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Впрочем, строить храм не прекратили. Основную его часть выстроили в 1778 году. Приделы, трапезную и колокольню в стиле ампир возвели в 1835-м.
Храм представляет собою массивный куб, который завершается купольной ротондой. И этим он ближе к новой – петербургской – архитектуре, нежели к традиционной московской
Храм закрыли лишь в 1938 году, а до этого, с 20-х годов, в него сносили утварь и иконы из тех церквей, кои закрывали раньше, в том числе и из взорванного Храма Христа Спасителя.
После закрытия здание передали под цех фабрики металлографических и граверных работ. Настенные росписи закрасили и частично уничтожили. В 1957 году снесли верхние ярусы колокольни.
В 1960 году здание храма было признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, что, однако, производство в стенах храма не остановило. В 1980 году начали реставрацию, но прекратили ее в 1990-м без каких-либо видимых результатах.
Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Что, надо полагать, и спасло этот красивый и теперь практически полностью восстановленный храм.
Его точный адрес - Дубининская улица, дом 9/3, строение 1.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 121 зач., XVI, 17-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто от христиан можно услышать, что всё в мире идёт по Божьей воле и мы должны просто принимать её со смирением. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Человек — существо, мятущееся между двух противоположностей. С одной стороны, мы хотим поступать самостоятельно, принимать свои собственные решения, быть свободными. С другой, довольно часто и, вероятно, даже неосознанно, мы оправдываемся и, разводя руки, говорим: так сложилось, это просто объективная реальность. Конечно, бывают ситуации, в которых от нас ничего не зависит, но зачастую и особенно в ситуации человеческого общения очень важным оказывается не только то, что с нами происходит, но и то, чего мы хотим, какую цель мы ставим выше других, чему готовы подчинить всё остальное. Помню, как в школе я поссорился с одноклассником. Но когда наш общий друг оказался в беде, ссора была тут же забыта, потому что помощь ближнему оказалась для нас выше причины конфликта. Мы не стали разводить руками и говорить: извини, мы поссорились и здесь уже ничем не поможешь. Так произошло, что человеческие эмоции взяли верх, но внутренне стремление к миру у нас было... Внешние обстоятельства лишь подтолкнули к тому, чего на самом деле желало сердце и чему противилась гордость.
В сегодняшнем чтении, представляющем из себя последние строки послания к Римлянам, апостол Павел предостерегает учеников от тех, кто производит разделения. Во время своей проповеди Спаситель многократно в разных словах и выражениях призывал учеников к единству. Причём, не просто какому-то поверхностному, основанному на эмоциях, но единству духовному, почему в качестве примера Он указывал не на какую-нибудь земную общность, но говорил о Своём единстве с Отцом Небесным. И, конечно, это значит, что разделения и конфликты, о которых предупреждает апостол Павел, — не просто одна из возможных проблем, но центральная проблема для учеников, потому что она противоречит учению Христа в самой его сути. Спаситель призывал апостолов к любви, и они проповедовали Его учение по всей вселенной. Однако нашлись люди, которые так же приходили в общины, как ученики Христовы, но вносили в них дух противоречия и раздора. Апостол подчёркивает, что таковые не служат Господу, но напротив обольщают учеников.
Но тут у нас может возникнуть вопрос: что делать, если разделение неизбежно? Например, если речь идёт о ереси или смертных грехах, веди и сам апостол считал невозможным с ними мириться. Из жизни самого апостола видно, что бывают ситуации, в которых верность Христу предполагает разделение с людьми. Например, с людьми, искажающими веру и нравственную жизнь. Но важным оказывается не только и даже не столько это. Да, есть люди, поведение которых противоречит воле Божией. Да, иногда мы не можем находиться с ними в мирном общении. Но самое важное — это наше собственное желание добра. Обстоятельства могут быть разными, но мы не можем, ссылаясь на них, говорить, что в разделении есть благая воля Творца, не можем радоваться вражде. Наоборот, несмотря ни на какие обстоятельства, желанием нашего сердца всегда должно быть единство в мире и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Российский флот после Русско-Японской войны». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о возрождении российского флота между Русско-Японской и Первой Мировой войнами и об удивительных людях, возрождавших и развивавших флот в этот сложный период.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь иконописца». Александр Чашкин

Гостем программы «Вечер воскресенья» был художник-иконописец Александр Чашкин.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о приходе к иконописи после встречи с архимандритом Зиноном, а также о том, почему церковное искусство стало значимой частью его жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья