Адрес храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Зацепе:
115054, г. Москва, ул. Дубининская, д.9/3, стр. 1,
ближайшая станция метро "Павелецкая".
Схема проезда:
Контакты:
115054, г. Москва, ул. Дубининская, д.9/3, стр. 1,
+7 (499) 235-5497
Адрес сайта: http://hram-flora-lavra.ru/
Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» по традиции московской носит еще и уточняющее название - на Зацепе в Ямской Коломенской слободе.
То есть местность, где стоит церковь, ранее была слободой, в которой жили в основном ямщики. Этим-то, кстати объясняется и то, что иногда церковь по одному из престолов именую церковью Фрола и Лавра – на Руси эти святые почитались как покровители ямщицкого транспорта – лошадей.
Несколько сложнее с интересным названием «Зацепа». Считается, что здесь проходила таможенная граница Москвы. Здесь же собирали торговые пошлины с тех, кто въезжал в город. И была здесь протянута цепь, за которую пускали уже после уплаты пошлины. Отсюда и пошло название Зацепа.
Первый, деревянный еще храм, упоминается в 1642 году как церковь апостолов Петра и Павла с приделом Фрола и Лавра.
Однако в 1738 году пожар полностью уничтожил храм. Вместо него возвели временную церковь, а годом позже начали возводить новый, каменный храм. Строили быстро и освятили храм уже в этом же, 1739 году. И освятили главный престол во имя Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Впрочем, строить храм не прекратили. Основную его часть выстроили в 1778 году. Приделы, трапезную и колокольню в стиле ампир возвели в 1835-м.
Храм представляет собою массивный куб, который завершается купольной ротондой. И этим он ближе к новой – петербургской – архитектуре, нежели к традиционной московской
Храм закрыли лишь в 1938 году, а до этого, с 20-х годов, в него сносили утварь и иконы из тех церквей, кои закрывали раньше, в том числе и из взорванного Храма Христа Спасителя.
После закрытия здание передали под цех фабрики металлографических и граверных работ. Настенные росписи закрасили и частично уничтожили. В 1957 году снесли верхние ярусы колокольни.
В 1960 году здание храма было признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, что, однако, производство в стенах храма не остановило. В 1980 году начали реставрацию, но прекратили ее в 1990-м без каких-либо видимых результатах.
Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Что, надо полагать, и спасло этот красивый и теперь практически полностью восстановленный храм.
Его точный адрес - Дубининская улица, дом 9/3, строение 1.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»