У меня есть любимая песня, которую я всегда пою друзьям на дни рождения, да и в свой день рождения всегда устраиваю ритуальное ее прослушивание. Это песня Бориса Гребенщикова «25 к 10»:
Я инженер на сотне рублей, и больше я не получу.
Мне двадцать пять и я до сих пор не знаю, чего хочу.
И мне кажется нет никаких оснований гордиться своей судьбой.
Но если б я мог выбирать себя, я снова бы стал собой.
Я часто вспоминаю эти слова, когда в очередной раз нападают приступы недовольства жизнью. И спрашиваешь себя: «А если бы тебе дали возможность самому прописать свою судьбу, ты бы справился? Ты уверен?» И понимаешь, что не справился бы. Но тогда остается положиться на того, кто точно знает смысл всего происходящего — то есть, на Бога. Иначе жизнь — это цепочка случайностей. А я знаю, что это не так.
И песня идет дальше:
Мне двадцать пять — и десять из них я пою, не знаю о чем.
И мне так трудно бояться той, что стоит за левым плечом.
И пускай мои слова неясны — в этом мало моей вины.
Ну а что до той, что стоит за плечом — перед нею мы все равны.
Парадоксально да: в свой день рождения — думать смерти? Но мне кажется, в этом есть своя правда. Раз ты родился, раз началась твоя жизнь — она должна начаться зачем-то? Значит, ее нельзя просто прожить — ее нужно прожить каким-то конкретным образом. То есть, в ней есть смысл. И этот смысл есть именно потому, что жизнь — конечна. Только представьте себе, что земная жизнь — бесконечна. По-моему, это страшно скучно и просто страшно. И в этом смысле неслучайно в песне уже напрямую упоминается Христос — как тот, кто наполняет короткую земную жизнь настоящим смыслом.
Может статься так, что стрелки часов начнут вращаться назад.
И тот, кого с плачем снимали с креста, окажется вновь распят.
И новые губы будут опять искать своего Христа.
Но я пел, что пел, и хотя бы в том совесть моя чиста.
Некоторые православные люди считают, что Борис Гребенщиков — автор опасный: дескать, восточными религиями увлекается — что он там в своих песнях насочинял. А по моим ощущениям, если слушать БГ с ищущим сердцем — то много интересного и полезного для себя в его песнях можно найти. И мне очень нравится, как о БГ однажды сказал известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко): «Буддизм Гребенщикова лишь подчеркивает широту его Православия».
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



