Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

22 Сентября 1839 года закладка Храма Христа Спасителя в Москве

22 Сентября 1839 года закладка Храма Христа Спасителя в Москве


Сергей Худиев

22 Сентября 1839 года в Москве состоялась закладка Храма Христа Спасителя в память об Отечественной войне 1812 года. В двенадцатом году наша страна подверглась нашествию «дванадесяти языков» — войск почти со всей Европы, выступавших под водительством прославленного полководца, императора Франции Наполеона. 600-тысячная, невероятно огромная по тем временам армия, перешла русскую границу, чтобы нанести России сокрушительное поражение. Ее ядро составляли опытные, прекрасно вооруженные французские войска, одерживавшие победу за победой.

Но произошло неожиданное — нашествие кончилось полным разгромом захватчиков.

В память об этой победе было решено воздвигнуть Храм. Строить Церкви в благодарность за помощь Божию — старая русская традиция. Такие Церкви назывались «обетными», от слова «обет» — торжественное обещание.

Нам важно понимать, почему памятником победе над Наполеоном должен был стать именно храм. Православная вера учит, что в истории действует промысел Божий. Во всех событиях истории — малых и великих, древних и недавних — совершается Божий замысел, которых охватывает все эпохи и страны.

Бог наделяет историю нравственным и спасительным смыслом. Значительную часть Библии составляют исторические хроники, которые раскрывают действия Господа — Его руководство, Его спасение, Его грозный суд — в истории ветхозаветного народа Божия.

Бог сотворил мир и поддерживает его в бытии; после того, как человек отпал от Бога в грех, и в мир вошло зло, смерть и страдание, Бог трудится над спасением мира и людей. Главными событиями в этой истории спасения являются, конечно, события земной жизни, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Но Божий промысел не исчерпывается ими — он охватывает проповедь Благой Вести Апостолами, создание Церкви, распространение православной веры среди некогда языческих народов, все события в их жизни.

Такой библейский взгляд на историю был усвоен христианскими народами, в частности русским. Это не было простым подражанием библейским авторам, но вытекало из христианской картины мира, в которой Бог действует внутри человеческой истории, направляя ее к предначертанной Им цели, когда Его замысел осуществится и, как говорит библейский пророк, «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море», а спасенные войдут в блаженную «жизнь будущего века».

Поэтому русские люди видели в избавлении России от нашествия Наполеона Божий промысел, и именно к Богу обращались с благодарностью за спасение России.

Радио ВЕРА

Последние записи

Помощь Святителя Тихона. Нина Юркова

Есть у меня история, связанная со Святителем Тихоном — Патриархом Московским. Несмотря на то, что…

29.04.2024

Владимир и Надежда Самойловы

В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт…

29.04.2024

Бесплодная смоковница

Фото: Luke Richardson / Unsplash В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице. Это случилось…

29.04.2024

29 апреля. О вере и молитве

В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». О вере и молитве, — священник Максим…

29.04.2024

29 апреля. О богослужениях недели

Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы. О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.

29.04.2024

29 апреля. О духовном смысле песнопения дня

Сегодня 29 апреля. Великий понедельник. О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.

29.04.2024

This website uses cookies.