12 сентября 1940 года французские школьники из городка Монтиньяк случайно обнаружили пещеру, стены которой были сплошь покрыты удивительными рисунками людей и животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, нарисованными в натуральную величину охрой, сажей и мергелем и обведенными темными контурами. Так была открыта знаменитая «Пещера Ласко» - один из наиболее известных памятников наскальной живописи.
Поначалу искусствоведы засомневались в подлинности рисунков. Но тщательная экспертиза установила возраст изображений. Он был оценен примерно в 15 тысяч лет.
Это, конечно не единственный пример наскальной живописи. Уже в девятнадцатом веке были найдены росписи в пещере Альтамира, в Испании. Долгое время подлинность таких росписей ставилась под вопрос — некоторым представителям научной общественности девятнадцатого века казалось, что наличие росписей ставит под удар их представления о развитии человека.
В то время среди неверующих ученых считалось, что религия и искусство — это весьма поздние явления в человеческой жизни, что первобытные люди обходились без того и другого. Свидетельства искусства людей каменного века — причем искусства, вероятно, имевшего религиозное измерение, подрывали это представление и играли на руку, скорее, тем, кто верил в духовную природу человека.
И в самом деле, наскальные росписи — это ясное свидетельство того, что мы имеем дело с людьми, обладающими эстетическим чувством, и, видимо, религиозным сознанием.
Конечно, в дописьменную эпоху мы не можем сказать точно, во что люди верили. Но можно быть уверенным, что создание фресок такого рода требовало огромных усилий, времени, немалой квалификации и опыта — и мы знаем только одну причину, которая побуждала людей к такого рода трудам. Религия.
Когда археологи имеют дело с сооружениями, которые явно потребовали огромных затрат, но не могут иметь ни военного, ни экономического предназначения, такими, как, например Стоухендж, они знают, что речь идет о религиозных постройках.
Когда мы сталкиваемся с цивилизациями, в которых уж есть письменность — как, например, у древних египтян, мы уже точно знаем, что знаменитые пирамиды были религиозными постройками, отражавшими веру людей в загробную жизнь.
Человек всегда — с самого своего появления на планете — оказывается существом религиозным, готовым вкладывать огромные усилия в попытки общения с духовным миром.
От наскальных рисунков до готических соборов, духовная сторона нашей природы неизменно свидетельствует о себе.
Мы, люди, по природе своей, существа устремленные к вечности. Мы так созданы, и отрицать это — значит бежать от себя самих. Бог создал нас с этой жаждой истины, добра и красоты, и только Он может ее утолить.
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.