12 сентября 1940 года французские школьники из городка Монтиньяк случайно обнаружили пещеру, стены которой были сплошь покрыты удивительными рисунками людей и животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, нарисованными в натуральную величину охрой, сажей и мергелем и обведенными темными контурами. Так была открыта знаменитая «Пещера Ласко» - один из наиболее известных памятников наскальной живописи.
Поначалу искусствоведы засомневались в подлинности рисунков. Но тщательная экспертиза установила возраст изображений. Он был оценен примерно в 15 тысяч лет.
Это, конечно не единственный пример наскальной живописи. Уже в девятнадцатом веке были найдены росписи в пещере Альтамира, в Испании. Долгое время подлинность таких росписей ставилась под вопрос — некоторым представителям научной общественности девятнадцатого века казалось, что наличие росписей ставит под удар их представления о развитии человека.
В то время среди неверующих ученых считалось, что религия и искусство — это весьма поздние явления в человеческой жизни, что первобытные люди обходились без того и другого. Свидетельства искусства людей каменного века — причем искусства, вероятно, имевшего религиозное измерение, подрывали это представление и играли на руку, скорее, тем, кто верил в духовную природу человека.
И в самом деле, наскальные росписи — это ясное свидетельство того, что мы имеем дело с людьми, обладающими эстетическим чувством, и, видимо, религиозным сознанием.
Конечно, в дописьменную эпоху мы не можем сказать точно, во что люди верили. Но можно быть уверенным, что создание фресок такого рода требовало огромных усилий, времени, немалой квалификации и опыта — и мы знаем только одну причину, которая побуждала людей к такого рода трудам. Религия.
Когда археологи имеют дело с сооружениями, которые явно потребовали огромных затрат, но не могут иметь ни военного, ни экономического предназначения, такими, как, например Стоухендж, они знают, что речь идет о религиозных постройках.
Когда мы сталкиваемся с цивилизациями, в которых уж есть письменность — как, например, у древних египтян, мы уже точно знаем, что знаменитые пирамиды были религиозными постройками, отражавшими веру людей в загробную жизнь.
Человек всегда — с самого своего появления на планете — оказывается существом религиозным, готовым вкладывать огромные усилия в попытки общения с духовным миром.
От наскальных рисунков до готических соборов, духовная сторона нашей природы неизменно свидетельствует о себе.
Мы, люди, по природе своей, существа устремленные к вечности. Мы так созданы, и отрицать это — значит бежать от себя самих. Бог создал нас с этой жаждой истины, добра и красоты, и только Он может ее утолить.
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема












