Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было установлено ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости — 11 сентября (по новому стилю). Дата была выбрана не случайно — в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. В России в эти дни закрывались все винные лавки, и прекращалась продажа алкогольных напитков.
Почему Церковь так много внимания уделяла и уделяет трезвости? Потому что в Библии есть немало предостережений против пьянства? Да, но не только поэтому.
Мы принадлежим Богу — и поэтому не должны обращаться со своей жизнью и здоровьем с пренебрежением. Как в одной медицинской передаче врач говорит современной горожанке, после того как расспросил о ее образе жизни: «Вы не стали бы так обращаться и с собакой».
В самом деле, если бы кто-нибудь стал подмешивать своему ближнему в пищу яд, который приводил бы к помутнениям сознания, головным болям, вызывал бы проблемы в поведении, из-за которых жертва потеряла бы работу и семью, и, наконец, довел бы беднягу до жалкой смерти, мы бы сочли его бесчеловечным злодеем. Но такова трагедия пьянства, что множество людей делают это с собой сами.
Люди часто бывают самолюбивы — в том смысле, что вспыхивают гневом при любом неисполнении их желаний, — и в то же время поразительно лишены любви к себе — в том смысле, что не желают себе добра.
Это, помимо прочего, отражение определенного взгляда на жизнь — как на, в общем-то, бессмысленную и не обладающую ценностью. И этот взгляд нуждается в пересмотре — тут мы можем вспомнить, что греческое слово «покаяние» — «метанойя» — означает "перемену ума",возвращение к истине о нашей жизни.
А эта истина состоит в том, что Бог нас любит, наша жизнь обладает смыслом и ценностью. Бог хочет, чтобы мы жили и чтобы наша жизнь была здоровой и плодотворной. Христос нас искупил, и мы больше не принадлежим самим себе — и разрушать своё здоровье значит грешить против Христа и портить то, что принадлежит Ему.
Преступление против себя, против своей жизни и здоровья — есть и преступление против Бога. Бог любит человека, которого вы каждый день видите в зеркале. Бог не хочет, чтобы этот человек был больным, несчастным, бесплодным и умер преждевременной и мучительной смертью. И вы тоже должны позаботиться о жизни, здоровье и работоспособности этого человека.
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема