Почему мы не верим нашим детям? Наверное, потому же, почему не верим всем остальным: относимся с изначальным недоверием к каждому человеку, как сказано в 115 Псалме царя Давида "Всяк человек ложь", (потому что помыслы человеческие обманчивы). Поэтому не верим еще и потому, что мы сами – ложь. Как я могу верить своему сыну, который утверждает, что литература и русский язык - это ненужные ему предметы, что обществознание он сдаст легко, а математику знает на пять? Если педагоги утверждают совсем иное.
Конечно, я понимаю, что мой сын не совсем серьёзен в данных утверждениях: он скорее эпатирует меня, как это свойственно подростку. Он закрывается от меня с помощью этих провокационных утверждений. Подростки, таким образом, ощущают себя независимыми, самоутверждаются.
Мне очень помогает то, что я стараюсь никогда не лгать своим детям, даже в своих прикладных целях (типа - "В этом салате нет рыбы", чтобы младший сын съел рыбу, которую терпеть не может). И когда я ловлю их на обмане, я редко их ругаю, я просто очень огорчаюсь и расстраиваюсь. Надеюсь, это действует на них должным образом.
Желание вырваться из-под контроля – основная причина подростковой лжи. Это своего рода бунт против того, что я пытаюсь требовать от взрослеющего ребёнка подробного отчёта – где был, с кем, что делал? Мой сын уверен, что, если он уже начал бриться, мама не имеет права допрашивать его о том, как именно он проводит время. И в чём-то он прав: надо уважать его личное пространство.
Ложь во спасение в подростковом возрасте также используется довольно часто. Так как в этом возрасте дружбе придаётся особое значение, то солгать, чтобы в кризисные моменты спасти своих друзей – это, по мнению подростка, благородный поступок.
В любом случае, я понимаю, что, если ребенок постоянно лжет, значит, в наших отношениях -- кризис доверия. А в этом есть и моя вина. И я должна искать пути решения этой проблемы. Конечно, в каждом случае пути будут разными. Но чаще всего достаточно просто побольше хвалить его, радоваться успехам и достижениями, показывать, что его мнением интересуются и считаются с ним, давать ему достаточно самостоятельности. Стараться делать всё, чтобы не порвалась та ниточка доверия, которая есть между мной и моим ребёнком.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.