Мусорка – именно так произносится название села, что лежит в сорока километрах от Тольятти, на трассе, соединяющей Самарскую и Ульяновскую области. Мусор тут абсолютно ни при чем, название произошло от финно-угорских слов «му» – что переводится как «земля» и «сор» - что означает «степное озеро». Озерами окрестности, действительно, богаты. Да какими! И линь здесь водится, и карп, и окунь, и щука. Природа в Ставропольском районе вообще щедра к человеку. Недаром же, по свидетельству ученых, первые селища здесь были задолго до нашей эры.
Мусорка появилась на карте губернии в начале восемнадцатого века. В то время шло активное переселение в Поволжье крестьян из других областей России. Границы села, если верить летописи, были определены весьма остроумным способом: «Самый быстрый на ногу мужик, Ефимка Бесчетвертев, по прозванию голенастый, с восхода до заката солнца бежал во всю мощь, а чтобы лапти не скользили, он их смазывал смолой. Заметы делал вслед за Ефимкой конный государев человек». Вот по смоляным следам Ефимки, будто бы, и отвели надел переселенцам из Арзамаса.
Едва обжившись на новом месте, мусоряне поставили в селе деревянный храм. От него, к сожалению, не осталось ничего, разве что записи в церковной летописи. Например, такие: «Июнь 1795 года. У Петра Иванова рожден сын Петр, восприемник Иван Иванов. У Фадея Матвеева рожден сын Леонтий, восприемник Игнатий Матвеев». В 1905 году в Мусорке появилась новая церковь – каменная. Храм, построенный исключительно на пожертвования прихожан, и сегодня удивляет своими размерами и разнообразием архитектурных форм. Крестьяне не стали экономить, заказывая храм по типовому проекту. Село украсил сорокаметровый исполин в псевдорусском стиле - с шатрами на фигурных граненых башенках, с многочисленными декоративными арками и кокошниками.
Церковь Космы и Дамиана получилась не только величественной, но и необычайно крепкой. В тридцатые годы ее пытались взорвать, но она только вздрогнула от взрыва. Хотели применить более мощный заряд, да побоялись, что пострадают близлежащие дома. Несколько дней расшатывали стены тракторами - сельхозмашины сломались, не выдержав нагрузки. И это не удивительно, ведь ширина кладки у основания храма – больше двух метров.
Церковь не уничтожили, но разорили. Сначала в ней устроили тракторную станцию, а с шестидесятых годов она просто стояла заброшенной. Постепенно разрушилась кровля, осадки в течение многих лет заливали фрески. Когда храм передали верующим, даже те росписи, что сохранились, к сожалению, уже невозможно было отреставрировать.
Однако есть все основания надеяться, что вскоре церковь будет расписана заново. Жители Мусорки делают все возможное, чтобы храм обрел былое великолепие. Ведь это первый храм, который видят гости Самарской области, въезжающие со стороны Ульяновска.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема