
Фото: Gabriella Clare Marino/Unsplash
В Евангелии от Матфея можно найти упоминание о таком чуде Христа. Спаситель и Его ученики, апостолы, путешествуя по Святой земле, пришли в город Капернаум. Капернаум располагался на берегу Галилейского или по-другому Генисаретского озера, главного водоема Израиля. И вот в Капернауме к апостолу Петру подошли сборщики пожертвований на Иерусалимский храм и попросили подать им. Петр, пообещав милостыню, поспешил ко Христу. Спаситель, услышав о желании апостола пожертвовать на храм, повелел ему взять удочку, пойти к озеру и поймать рыбу. Петр поступил так, как сказал ему Христос, и во рту пойманной рыбы нашел крупную монету, которая стала пожертвованием и от лица апостола, и от лица Спасителя.
Рыба апостола Петра до сих пор водится в водах Галилейского озера. Относится она к отряду окунёвых, официально называется «тиляпией» и имеет отличительный признак. За жабрами рыбы можно увидеть два темных пятна — по преданию следы прикосновения пальцев святого апостола. Приехав на Святую Землю и оказавшись в любом прибрежном ресторане, вы сможете без каких-либо затруднений заказать рыбу апостола Петра. Рыба, действительно, вкусная. Мясо у нее нежное, а костей совсем немного.
Сейчас, конечно, очень сложно сказать — действительно ли именно тиляпию две тысячи лет назад поймал апостол Петр. Тем не менее, в пользу тиляпии говорят древние иконописные изображения, которые можно найти на Святой земле. Рядом с Галилейским озером сохранились мозаики, на которых апостол Петр изображен с рыбой в руках. Причем у рыбы за жабрами можно рассмотреть те самые два пятнышка, которые отличают тиляпию от прочих рыб, живущих в Галилейском озере.
Вообще рыба занимает в христианской культуре особое место. Рыба неоднократно упоминается в Библии. Пророк Иона был поглощен и три дня находился во чреве огромной рыбы. Христос совершил чудо, накормив пять тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбками. Рыба была основной частью рациона Спасителя и Его учеников, часть из которых до призвания на апостольское служение профессионально занималась рыболовством (в том числе и апостол Петр).
Рыба даже на время стала символом Христа. В годы языческих гонений христиане помечали места своих собраний изображением рыбы. По такой причине. На греческом языке слово «рыба» звучит как «ихтис». Ихтис можно читать как аббревиатуру. И — Иисус, Х — Христос, Т — Теу, то есть Божий, И — Йос, то есть Сын, С — Сотир, то есть Спаситель. Иисус Христос Божий Сын Спаситель — так древние христиане воспринимали слово «ихтис» — «рыба». Поэтому если приедете на Святую землю и решите попробовать рыбу апостола Петра или какую-либо другую рыбу, помните, что рыба для этих мест не просто вид пищи, а целый символ, за которым стоит и история земной жизни Христа, и история жизни Его первых учеников.
26 июня. О проповеди во время гонений

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа, обращённые к апостолам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».
О проповеди во время гонений — игумен Лука (Степанов).
Словами о том, что надлежит гонимым ученикам Его бежать в другие города и там проповедовать, Господь указывает на те обстоятельства жизни человечества, которые как раз и послужат к всемирной проповеди.
Действительно, и иудеи, и язычники восстали на учеников Христовых в скорости после Его вознесения и схождения Святого Духа на апостолов, после рождения Церкви.
Изгоняемые ученики Христовы не пытались удержаться любыми правдами и неправдами в Иерусалиме, но расходились по всему миру, сознавая себя уже посланными для благовестия тем народам, в которых ещё не было и слышно имени Христова.
Таким образом, они без смущения, посланные Господом, совершали великую миссию преображения рода человеческого евангельским благовестием.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об ожидании Второго пришествия Христа

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне».
Об ожидании Второго пришествия Христа — священник Захарий Савельев.
В связи с тем, что человек допустил в свою природу зло, и, соответственно, через вот эту природу человека зло вошло в этот мир, то и вся тварь стенаетмучится, смысл мироздания поменялся. Первоначально, как вот мы помним из псалмовпророка Давида, «всякое дыхание да хвалит Господа».
Весь мир Богом из небытия в бытие был приведён для того, чтобы восхвалять своего Творца. Бог создал нас только по Своей любви. Он не был зависим от того, чтобы кого-то сотворить, чтобы Свою любовь воплощать. Наш Бог есть Бог-Троица, и любовь внутри самого Бога циркулирует и существует.
Бог сам есть любовь, и по Своей безвозмездной любви Бог приводит из небытия целый мир, и, в общем-то, всё живущее, всё живое в нашем мире, на нашей планете, связано со своим Творцом, с Богом, со Христом.
И вот пришествие в мир Спасителя освещает не только человечество, но и целый мир от греха, от зла, от несправедливости. В общем-то, и те катаклизмы, и те ненастья, которые происходят в этом мире, происходят, безусловно, по грехам рода человеческого.
И вот как раз избавлением от этого проклятия, от этой смерти является сам Господь Иисус Христос. И всёживое, на самом деле, ожидает второго пришествия Спасителя, как завершения вот этого периода бытия иожидания. И когда человеческая история перейдёт на новый виток, то и весь мир перейдёт на новый виток отношения с Богом. То есть мы, как и знаем из текста Священного Писания, будет новое небо и новая земля.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 июня. Об опыте Церкви в борьбе с зависимостями

Сегодня 26 июня. Международный день борьбы с наркоманией.
Об опыте Церкви в борьбе с этим недугом — священник Стахий Колотвин.
Современный научный подход к изучению и борьбе с наркотическими зависимостями — вещь совсем недавняя в исторической перспективе. Тем не менее, Церковь могла представить свой богатый опыт, на который опираясь и светская наука может делать следующие шаги.
Потому что зависимость физическая, зависимость химическая, зависимость биологическая лишь зиждется на зависимости духовной. А любой грех делает, по сути, человека наркоманом. Потому что человек идет вновь и вновь к греху, который разрушает его душу, который вредит его жизни, потому что получает греховное удовольствие, греховное преимущество.
Поэтому, когда речь идёт об исцелении от наркотической зависимости, нужно работать и с душой, и с телом. И человеку, который опирается при решении своих наркотических проблем на духовный опыт Церкви, ему освободиться куда легче.
Однако мы помним, что лучшее лечение — это профилактика. И здесь церковный опыт может пригодиться. Потому что задача христианина — не борьба с грехом, — что согрешить, а потом каяться и не повторять, — а вообще не совершать греха, избегать, даже не подходить к тому краю, где тебя уже утянет губительная страсть.
И этот опыт может пригодиться и нам, и всем, даже маленьким детям, которым могут предложить какую-то дозировку распространители, и на неё попасться. И ребёнку-христианину это будет легче.
Поэтому, дорогие друзья, даже если вы далеки от храма, и, кажется, всё безопасно, пойдите к Богу. Потому что Господь сможет защитить ваших детей не только от духовных угроз, но и от страшной зависимости.
Все выпуски программы Актуальная тема