Небольшой подмосковный городок Боровск примечателен живописными окрестностями, богатой историей и своеобразной архитектурой. Но главное, что привлекает сюда путешественников – это Свято-Пафнутиев Боровский монастырь. Здесь, на пологом берегу Протвы, основал в пятнадцатом веке обитель преподобный Пафнутий Боровский.
Известно, что первый монастырский собор расписывал известный иконописец Дионисий, последователь Андрея Рублева. К сожалению, тот храм был разобран в шестнадцатом веке. На его месте встал пятиглавый собор Рождества Богородицы, в кладке которого были использованы блоки с фресками Дионисия – так уникальные росписи дошли до нашего времени.
Примечательна крепостная ограда Пафнутьева Боровского монастыря. Поваренная, Оружейная, Георгиевская башни соединены между собой настолько мощными стенами, что обитель могла служить надежным бастионом при осаде. Так, Лжедмитрий Второй, самозванец, который выдавал себя за сына Ивана Грозного, с польским войском не мог взять монастырь до тех пор, пока двое предателей не открыли ворота. Ворвавшись, поляки убили всю братию обители и местных жителей, которые укрывались за монастырскими стенами. Погиб в том сражении и воевода Боровска, Михаил Волконский. Эта страница монастырской летописи, подвиг князя Волконского и мужественных иноков подарил городу Боровску герб, символ верности – сердце и крест, заключенные в лавровый венок.
Монахи, погибшие в сражении 1610 года, были похоронены в северо-восточной части монастырской территории – сейчас на месте захоронения стоит церковь в честь пророка Илии. Этот маленький одноэтажный храм по сути является памятником героям, защищавшим обитель.
В Ильинской церкви стОит обратить внимание на интересную архитектурную деталь. Стена, которая соединяет храм с примыкающими к нему больничными палатами, имеет зарешеченный проем. Он сделан специально для того, чтобы больные могли слышать богослужение.
Церковь пророка Илии первой среди монастырских храмов была освящена в 1991 году, когда в обители возобновились богослужения после семидесятилетнего перерыва. Именно сюда была перенесена часть мощей преподобного Пафнутия Боровского из Псково-Печерского монастыря.
Посещая Пафнутьев монастырь, непременно стоит дойти до святого источника, вода которого почитается целебной. Находится родник в трехстах метрах от монастырских стен, напротив Сторожевой башни, в низинке – вы сразу заметите голубую крышу часовни, которая сооружена над ним.
От Москвы до Боровской обители можно добраться буквально за два часа. Сначала с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, потом автобусом на Боровск. Выйти можно на остановке Роща, и пройти к монастырю по короткой, но крутой дорожке под горку. От остановки РЯбушки дорога чуть подлиннее, зато пологая. Но и тот, и другой путь порадуют вас живописными видами.
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема