Ну, начнем, пожалуй, с загадок. Город этот, основанный казаками в 1595 году, назван был Обдорской крепостью, или Обдорским острогом. Спустя 40 лет его уже называли Обдорской заставой, а в начале 19-го века он стал Обдорском - селом и волостным центром. А в 1933 году Обдорск был преобразован из села в районный посёлок.
Впрочем, не пытайтесь найти его на карте. Потому что сегодня этот городок называется уже известным всем именем – Салехард, что по-ненецки означает «селение на мысе». Помимо своей широкой известности благодаря обилию здесь нефти и газа, город известен и как единственный город, стоящий прямо на Полярном круге.
Но там, где селились русские, не могла не появиться и церковь. Это верно и для Салехарда.
Первая церковь в Обдорске была освящена в 1751 году, во имя Василия Великого с приделом во имя святителя Николая Мирликийского. Новое здание было очень красиво: купола крыты листовым золотом, крыши обиты железом и выкрашены масляной краской.
Спустя более семи десятилетий Васильевская церковь обветшала и была разобрана. Но взамен ее в 1817-м на средства обдорского прихода и частные пожертвования из круглого кедрового леса была срублена новая церковь. Спустя же еще 70 лет появилось решение о постройке нового, на этот раз уже каменного храма.
Строительство шло до крайности медленно за счет и отсутствия денежных средств, и за неимением, как мы бы сейчас сказали, специалистов – архитектора и инженера-технолога. Однако же в итоге нашелся и архитектор, и в 1894 году – цитирую - «на открытии собора Святых Апостолов Петра и Павла с приделами по бокам во имя Светлейшего Василия Великого и Николая Чудотворца присутствовали все почетные жители Обдорска и Тобольска. Площадь перед церковью была переполнена празднично одетым народом. Посетил вновь выстроенную церковь Господин Начальник Губернии Его Превосходительство Николай Модестович Богданович в сопровождении Губернского прокурора и инспектора Тобольской Временной Управы».
Путешественник К. Носилов, побывавший в Обдорске, так описывает Петропавловский собор: «Два храма, один деревянный и другой, только что отстроенный, каменный, полуготической архитектуры, придают этому селу красивый вид. Обыкновенный сельский храм этот богато украшен иконами, между которыми видны дорогие серебряные ризы, украшения, свидетельствующие о религиозности жителей». Обдоряне очень горды были каменным храмом. А было их тогда в Обдорске 500 постоянных жителей, занимавшихся в основном охотой, рыболовством и торговлей.
А каменный храм во имя св. апп. Петра и Павла был действующим до лета 1930 года. В восьмидесятых годах в Салехарде появилась православная община, а в 1991 году полуразвалившейся храм передали верующим окончательно. В воссоздании храма принимали участие многие салехардцы: кто своим трудом, кто пожертвованиями.
И храм восстановили. Его белые стены и чуть голубоватая кровля удивительным образом гармонируют с бескрайними снежными просторами полярного зауралья, где, несмотря на лютые морозы горячим ключом кипит жизнь.
Однако же, если вам вдруг посчастливиться посетить Салехард, помните, что это единственный город, где возведен памятник комару. И поверьте, возведен он там не зря…
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема












