
Фото: Olga Kovalski/Unsplash
В 1893 году Михаил Павлович Чехов, родной брат знаменитого писателя, приехал по делам службы в город Углич — его назначили уездным податным инспектором. В первый же день, прогуливаясь по заросшим травой тихим улочкам провинциального городка и распугивая копошащихся возле домов кур и уток, он с грустью думал о том, что после Москвы с её богатой культурной жизнью, наверное, помрёт тут со скуки. И вдруг на старом дощатом заборе увидел занятное объявление. Оно гласило, что в доме некоего купца Евреинова в ближайшую субботу состоится очередное представление драмкружка. Приглашались все желающие.
Стоит ли говорить, что Михаил Павлович на представление пришёл. И с того вечера стал активнейшим участником самодеятельного театра и добрым другом его основателя — Николая Дмитриевича Евреинова, угличского купца и известного благотворителя.
Театр Евреинова был в то время в Угличе, пожалуй, единственным местом, где горожане чувствовали себя «вышедшими в свет». Предоставив в распоряжение труппы одну из больших зал собственного дома, Николай Дмитриевич пускал на представления всех, не требуя со зрителей платы за билет. Наоборот, он сам давал артистам деньги на пошив костюмов к пьесам и необходимый реквизит. По субботам люди шли к Евреинову и от души благодарили гостеприимного хозяина за возможность «элегантно» провести время.
Однако театр был далеко не единственным из того, что делал Николай Дмитриевич на благо родного города и его жителей. Не самый богатый купец в Угличе, он, тем не менее, всегда находил возможность помочь нуждающимся. Не ждал «подходящего момента» — жертвовал, сколько мог. Активно участвуя в деятельности губернского Попечительства о бедных, Евреинов ежемесячно передавал средства на его нужды, даже если был в стеснённых денежных обстоятельствах и мог выделить всего лишь десять рублей. Когда дела шли хорошо, жертвовал по тысяче, а то и больше.
Николай Дмитриевич приложил немало стараний для того, чтобы в Угличе появились детский приют и богадельня. Да, в городе может не быть театра, — соглашался он. Но заботиться о сиротах и стариках необходимо! И активно участвовал в сборе средств на открытие этих благотворительных заведений, первым вложив немалую сумму.
Горожане любили энергичного, добродушного, улыбчивого и совсем не заносчивого купца. В 1894 году Евреинова избрали городским головой. Угличцы не скрывали, что на этой должности ждут от него в числе прочего открытия публичной библиотеки, разговоры о которой велись в городе на протяжении последних десяти лет, но видимого результата так и не было. Николай Дмитриевич подключил все свои общественные связи и пустил в ход не только казённые, но и личные средства, и в 1897 году, перестроив и расширив за свой счёт здание бывшего полицейского управления, открыл в нём долгожданную библиотеку.
Просвещение и образование у купца Евреинова вообще стояли на особом счету. В детстве родители выучили его читать и писать — денег хватило только на начальную школу. Николай Дмитриевич всю жизнь стеснялся своей необразованности и приложил много усилий для того, чтобы дети бедняков могли учиться бесплатно. В 1900 году при поддержке Евреинова в Угличе открылась женская прогимназия, в которой купец оплатил места на несколько лет вперёд, чтобы на них могли поступить дети из нуждающихся городских семейств или неимущие крестьяне. В 1896 году Николай Дмитриевич убедил городские власти ежегодно освобождать от платы за обучение 30 беднейших воспитанников угличского Приходского училища.
Благотворительная деятельность купца Евреинова была отмечена самим императором Николаем II медалью «За усердие». Но скромный Николай Дмитриевич стеснялся её носить. «Усердие не на груди серебром звенеть должно, а в груди добрым сердцем биться», — говорил он.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
1 Кор., 141 зач., IX, 2-12

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вторая Ипостась Святой Троицы Бог-Сын воплотился, Он стал человеком, Он был убит, и Он воскрес, Его Воскресение «путь сотворило всякой плоти к воскресению из мёртвых». Получается, что мы спасены благодаря тому, что Бог перестал быть Богом. Он ради нас отказался от того, что Ему свойственно по природе; к примеру, Он испытывал голод и жажду, Он уставал, но самое главное состоит в том, что Бессмертный умер. Да, смерть оказалась над Ним в конечном итоге не властна, но тем не менее Он умер. Мы, будучи христианами, не имеем права забывать о том, что добровольный отказ от своих прав и привилегий ради пользы другого — это путь, который указал нам Господь Иисус Христос. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 9-й главы Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла. В этом отрывке Павел напомнил своим адресатам о том, что добровольный апостольский отказ от привилегий не стоит интерпретировать как свидетельство слабости.
Глава 9.
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Для понимания только что прозвучавшего отрывка апостольского послания нам стоит держать в памяти, что в Коринфе были некоторые возмущения против Павла, и он был вынужден на них реагировать. Судя по всему, в начале услышанного нами отрывка апостол Павел перечисляет выдвинутые против него обвинения, все их можно свести к вопросу материального обеспечения. Павлу пытались поставить в вину то, что было естественным для других апостолов, которые жили не за счёт своего труда, а за счёт пожертвований от христиан, и это было совершенно нормальным. Стоит сказать, что до сих пор пожертвования — основной путь обеспечения жизни священнослужителей и их семей. Конечно, священники вправе работать на обычной работе, но они вовсе не обязаны это делать, не обязан это был делать и апостол Павел.
Однако апостол Павел работал. Он сознательно отказался от своих апостольских привилегий. Казалось бы, отказ Павла должен был послужить хорошим уроком, и многие должны были бы последовать его примеру, отказываясь от тех или иных своих прав ради пользы ближних. Но нет, ничего подобного не произошло, произошло же то, что в своё время случилось и со Христом: Господь воплотился, Он отказался от того, что Ему было свойственно как Богу, но люди не смогли оценить самоумаление Спасителя, люди попросту не поняли свершившегося, итогом же стало Распятие.
Когда апостол Павел проповедовал, что в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), он вовсе не лукавил и не фантазировал, он говорил об этом из собственного опыта, в нём самом были Христовы чувствования, а потому он, невзирая на непонимание окружающих, поступал так, как поступал Спаситель мира Христос. Дай Бог, чтобы и у нас молитвами святого апостола Павла было стремление следовать его примеру!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«11-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.9:2-12) и Евангельского (Мф.18:23—35) чтений в 11-е воскресенье по Пятидесятнице, завершении Успенского поста, о празднике Успения Пресвятой Богородицы, о днях памяти преставления и второго обретение мощей святителя Тихона Задонского, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, священномученика Димитрия Остроумова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Помогать людям в зоне конфликта вместе с Патриаршей гуманитарной миссией

В Херсонской области, в маленьком приморском городе Скадовске, живёт Анатолий. Когда-то он очень любил купаться и нырять в море... Но однажды, во время прыжка в воду, повредил позвоночник и с тех пор не может самостоятельно двигаться. Жена ухаживала за Анатолием несколько лет, а потом ушла. И он остался один. Однако Господь мужчину не оставил. Случилось так, что о нём узнали добровольцы Патриаршей гуманитарной миссии.
Уже третий год они помогают нуждающимся в зоне военного конфликта. Восстанавливают разрушенные дома, ухаживают за инвалидами и одинокими людьми, работают в госпиталях. В городах Донецке, Мариуполе и Северодонецке работа ведётся активно, а вот в Скадовск первая смена волонтёров отправилась только этим летом. Там они познакомились с Анатолием. Добровольцы провели в его квартире генеральную уборку, купили специализированную медицинскую кровать, нужные для лежачего человека вещи — памперсы, пелёнки и не только. И каждый день стали навещать мужчину — ухаживать за ним и приносить еду.
Анатолий — удивительный человек. С ним можно поговорить обо всём. Несмотря на то, что он парализован, мужчина не ропщет. «Он научил меня быть благодарным — и за хорошее, и за плохое», — рассказал один из волонтёров.
Помимо Анатолия в городе Скадовске оказалось много людей, которым нужны уход, внимание и забота. Вы можете присоединиться к Патриаршей гуманитарной миссии и помогать жителям Скадовска и других городов, расположенных в зоне конфликта. Поддержать людей можно, сделав любой благотворительный взнос на сайте Патриаршей гуманитарной миссии. Собранные средства пойдут на продукты, средства ухода и не только. Также у вас есть возможность стать волонтёром и помогать лично.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов