Так вышло, что сегодняшнюю программу я записываю вослед сорокадневному поминанию отошедшего в самом начале весны 2015-го года монаха Лазаря (в миру Виктора Васильевича Афанасьева), историка Оптиной пустыни, автора многих житий святых подвижников церкви, и на протяжении более чем полувека – выдающегося литературоведа-просветителя.
Совсем, совсем недавно по милости Божией мне посчастливилось составлять в журнале «Фома» его последнюю поэтическую подборку (и эти стихи, как я узнал, читались после погребения отца Лазаря, на поминании его в Оптинском Иоанно-Предтеченском скиту).
И я начну с финального стихотворения из той подборки:
Хорошо нам не там, где железо куют,
А где тихий и скромный келейный уют,
Не в толпе, где кричат и торговля кипит,
А где мiр человека покоем покрыт,
Где лампада горит перед ликом святым,
И с молитвой стоит человек перед ним,
Просит дать ему силы грехи побороть,
И ему с состраданьем внимает Господь.
Хорошо, если кто, пребывая в мольбе,
Эту келью с иконою носит в себе –
И Господь с ним везде, и всегда тишина,
Будь хоть буря кругом или даже война.
Монах Лазарь, 6 августа 2013 года
Проникновенный исследователь нашей словесности – Владимир Алексеевич Воропаев, напомнил в предисловии к только что выпущенной поэтической книге стихов своего давнего друга (а избранное отца Лазаря называется «Добрая весть») – о его удивительном духовном пути и удивительной литературной судьбе.
И то сказать: ведь автор множества исследований, среди которых – и биографии лучших поэтов пушкинской эпохи – не имевший систематического образования, – был глубочайшим знатоком русской литературы.
А поздние свои стихи он писал так, как просветленные люди пишут свой духовный дневник – в непрерывно благодарном предстоянии перед Господом.
Добавим, что известный словесник и богослов Михаил Дунаев писал, что «при всей искренней индивидуальности выраженных в них переживаний стихи монаха Лазаря всегда могут быть соотнесены с мудростью надличностной…»
Этот холод, туман, этот дождь проливной
Пахнет детством моим и великой войной.
Мне всего лишь двенадцать тогда было лет,
А уж был я душой настоящий поэт.
Как я впитывал радостно пушкинский дух,
На стихи как настроен был тонко мой слух.
Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Глинка, Козлов, –
Это море родных поэтических слов.
Не хватало еды, но питалась душа,
А война громыхала, ничуть не страша.
Русской лиры прекрасный и солнечный звук
Красотою бессмертной покрыл всё вокруг.
Так в России уж видно бывает всегда –
Вместе радость и боль, красота и беда.
Монах Лазарь, «Минута воспоминаний», 25 августа 2014
Не могу не сказать вам, что давно и терпеливо ждут своего издания труды последних лет жизни отца Лазаря: фундаментальная работа по истории Оптиной, книга о поэте К.Р. (великом князе Константине Романове), другие…
Они непременно должны дойти до читателя.
Прощаясь, вот еще одно его маленькое стихотворение, из последних:
Бывает в дождь как посмотреть приятно
Через стекло на посеревший сад, -
Цветы календулы как солнечные пятна
В траве, покрытой тенью туч, горят.
Как мало надо сердцу для веселья!
Пусть наши дни сегодня не легки,
Но сделал так Господь наш, чтоб горели
И в полутьме веселья огоньки.
Монах Лазарь, «Огоньки веселья»,
из книги «Добрая весть», 6 сентября 2013
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница