Вот цитата из географической справки о Поволжье: На севере обширные песчаные низменности покрыты сосновыми лесами, а террасы долин - широколиственно-сосновыми. В центральной части по правобережью Волги протянулась Приволжская возвышенность, в Жигулях достигающая высоты 375 м. Левый берег Волги низменный и плоский. Растительность меняется от смешанных лесов до лесостепей, степей и полупустынной зоны на юге Астраханской области. Прямо скажем, несколько суховато. Любой из жителей Поволжья расскажет о нашем крае гораздо красочнее. К счастью, мы ещё не разучились чувствовать природу. В любом случае, как мне кажется, наши предки обладали этой способностью в гораздо большей степени. Им ведь приходилось искать места для постройки крепостей, городов и монастырей, не обладая никакой научной информацией.
На южной окраине Сызрани, всего в нескольких километрах от теперешнего поселка Новокашпирский, в 1711 году была построена приходская деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а уже через год основан монастырь. Насколько я понимаю, кашпирский воевода Семён Дмитриев выбрал это место чисто интуитивно. Самое удивительное, что согласно данным геологоразведки, территория, на которой находится Благовещенский монастырь, представляет из себя своеобразную пуповину, где очень твердый, каменистый и не подверженный разрушениям грунт. Тогда как земля слева и справа от нее постоянно обваливается, образуя многочисленные овраги... Остается только удивляться прозорливости воеводы.
Благовещенский мужской монастырь, стал средоточием здешней духовной жизни. В конце своей, скажем так, карьеры, успев также побывать градоначальником Симбирска и Сызрани, Семён Дмитриев возвратился в родные пенаты. Под его руководством в 1730 году завершилось строительство каменного храма взамен износившегося деревянного. Иногда Благовещенский монастырь писался Кашпирским Богоявленским, поскольку храм имел придел Богоявления Господня. В народе его называли также и Симеоновским – в честь основателя. Кстати, Семен Дмитриев в конце своего земного пути постригся в монахи и был похоронен у церковной стены.
В 1764 году Благовещенский мужской монастырь в Ка́шпире был упразднен. Иноков расселили по соседним обителям Симбирской губернии. Благовещенский храм стал приходским для жителей сел Монастырское и Семеновское.
Время, как все мы знаем, бывает жестоко. К началу XIX века обрушилась во многих местах колокольня. Такая же участь постигла ограду. Когда пришла в эти края советская власть, разрушать, фактически, уже было нечего.
Много, очень много православных святынь уже восстановлено в Самарской области, да и вообще в Поволжье. В 2006 году, по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия к ним присоединился и Кашпирский Благовещенский мужской монастырь. В наши дни уже построены деревянная церковь, колокольня, кельи для монахов, трапезная, гостиница, архиерейский дом и даже баня. Как известно, свято место пусто не бывает. И в случае с Кашпирским Благовещенским монастырем, это более чем верно.
29 января. О мировоззрении Чехова
Сегодня 29 января. В этот день в 1860 году родился русский писатель Антон Павлович Чехов.
О мировоззрении писателя — протоиерей Василий Гелеван.
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нельзя усидеть на двух стульях. Ровно так же нельзя угнаться сразу за двумя зайцами. В конце концов, обязательно последует неудача. О недопустимости раздвоенности духовной, нравственной, жизненной, рассуждает в своём послании апостол Иаков, первый епископ Иерусалима. Отрывок из 3-й и 4-й глав послания читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Глава 4.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Послание апостола Иакова принято именовать соборным, то есть обращённым не к какой-то конкретной общине или лицу, а широкому кругу читателей. Что в общем-то неудивительно, ведь святой Иаков был главой Иерусалимской Церкви — главной поместной церкви раннехристианских времён. Именно Иаков председательствовал на апостольском соборе, то есть собрании апостолов в Иерусалиме в 50-ом году. Собор был созван для решения важнейшего для древней церкви вопроса: нужно ли христианам из язычников соблюдать ветхозаветные обряды. И во главе со святым Иаковым апостолы решили, что, по большому счёту, не нужно. Таким образом, авторитет Иакова был непререкаем. И не только в христианской среде, но и за её пределами. Даже иудеи, не принявшие Евангелия, именовали Иакова Праведником, то есть человеком богоугодной жизни.
Святой и сам всячески стремясь к цельности жизни в Боге, и к читателям своим обращается с подобным призывом. Апостол убеждает христиан не пытаться совмещать в своей жизни служение Богу и порочные привычки. Как не может из одного источника течь солёная и сладкая вода, так и в жизни христианина нет места для раздвоенности. В конечном счёте, придётся выбрать. Или жить по заповедям Божиим, или подчиниться логике мира, который во зле лежит. Что означает — фактически перечеркнуть дар спасения, пришедшего через Господа Иисуса.
При этом святой Иаков не требует от читателей из мира бежать, от него отворачиваться. Наоборот, добродетельная жизнь служит для апостола лучшим способом проповеди Христа тем, кто ещё веры не обрёл. И Иаков просит своих читателей, оставаясь в миру, грехи мира не принимать, но мир освящать, делать его лучше и светлее. Для этого опять же нужна целостность и здоровая принципиальность.
Апостол, к своему сожалению, видел, что многие христиане являются таковыми только по виду. И за ширмой внешнего благочестия, исполнения тех или иных обрядов, традиций, скрывается злоба, ожесточенность, нелюбовь. И всё перечисленное из раза в раз прорывается наружу, становясь причиной ссор, скандалов, разделений. Святому Иакову было горько видеть подобное. Ведь он, как епископ, призван был оберегать единство церковного народа, укреплять единодушие и соборность. И он понимал, что добиться такой духовной солидарности в Боге невозможно исключительно административными способами. Нужно, чтобы каждый проявил готовность преодолеть греховную раздвоенность и сделать выбор в пользу Христа. И тогда благодать Божия, без которой ничего в этом мире доброго осуществить нельзя, проявит себя, дав возможность ощутить, как радостно жить в мире со своей совестью, другими людьми и Господом Богом.
Потому апостол Иаков и призывает читателей, с одной стороны, безусловно, трудиться, стараться жить по заповедям Божиим. Но, с другой стороны, помнить, что сотворить чудо изменения к лучшему человеческого сердца способен только Господь, без благодатной помощи Которого, мы мало на что способны. Или как пишет сам святой Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Иуда Кошман
Село Покровское, известное сегодня как Солохаул, раскинулось в живописной долине кавказских предгорий, на берегу горной реки Шахе. До октябрьской революции 1917 года село входило в Сочинский округ Черноморской губернии. Испокон веков бок о бок дружно жили там русские и адыги. А в 1905-м году в Покровском появился новый поселенец. На вид — лет за тридцать, густая чёрная борода, простая крестьянская одежда. Звали его Иуда Антонович Кошман. Приехал вместе с женой. Купил немного земли, выстроил небольшой дом. И принялся за работу. Каждый день, с утра до вечера, рыхлил твёрдую, каменистую почву на своём участке и что-то сажал. Самые любопытные расспросили нового сельчанина, и выяснилось: сажает он... чай! Соседи только руками всплеснули: чудак человек! Какой же чай в здешних горах? Зимы тут бывают холодные, не переживут их нежные чайные листочки. Да и пробовали уже когда-то выращивать здесь эти кустики — князья Трубецкие закладывали чайные плантации неподалёку, близ Дагомыса. Сам учёный-агроном Гарбе сажал там чай. Вот только ничего не вышло. Но Кошман твердил своё: «Увидите — будет чай. Да ещё какой! Дайте срок — всех вас вкусным напитком угощу».
Иуда Антонович знал о чае, кажется, всё. Ещё в 1894-м году, когда ему было 22, он случайно оказался в грузинском посёлок Чакви, где активно развивалось чаеводство. Кошман попал туда не от хорошей жизни. Ещё в младенчестве Иуда осиротел, и воспитывался при церкви в родной Черниговской губернии. Потом без гроша в кармане странствовал по России, брался за любую работу. Тянул бурлацкую лямку на Волге, строил железную дорогу в Сибири. Приехав в Чакви, Иуда Антонович нанялся рабочим на чайные плантации, и неожиданно именно там нашёл жизненное призвание. За 10 лет работы приобрёл богатейший опыт. Знал, как сажать растение, заботиться о нём, как собирать нежные листья с куста, правильно сушить их, заваривать. Знал Иуда и о том, что агрономы давно вынесли вердикт: севернее абхазского города Сухум чай из-за климата вырастить нельзя. Но собственное чутьё чаевода подсказывало ему: вполне возможно получить урожай и в более холодных районах — например, в сочинских горах. Если, конечно, подойти к делу терпеливо и умеючи. Именно это Кошман и решился сделать, несмотря на неудачи предшественников. Для того и приехал в горное село Солохаул. С собой он привёз семена и рассаду с чаквинских плантаций. В 1905-м году на своём земельном участке Иуда Антонович высадил 800 кустов чая. Все они прижились и благополучно пережили зиму. «Лёгкая у тебя рука, Иуда Антонович!» — говорили Кошману удивлённые соседи, прихлёбывая из блюдечек свежий «кошмановский» чай первого урожая.
В 1910-м году Иуда Антонович повёз свой чай в город Сочи на сельскохозяйственную выставку. Напиток под маркой «Бодрость» получил высокие оценки. Но чаеторговцы, закупавшие товар в Грузии и Китае, увидели в Кошмане конкурента и написали на него коллективную жалобу — мол, не чаем торгует он, а соломой, не может чай в сочинских горах произрастать, это всем известно. Полиция арестовала Иуду Антоновича как торговца фальсификатом. Чтобы вызволить мужа из-под ареста под залог, супруге Кошмана, Матрёне Ивановне, пришлось продать все ценные вещи. Вступились за чаевода и односельчане. В местной прессе они опубликовали открытое письмо, в котором свидетельствовали, что своими глазами каждый день видят чайные плантации Кошмана, знают, как самоотверженно он трудится, чтобы вырастить свой чай. Публикация возымела действие — с Кошмана сняли обвинения. Иуда Антонович вернулся домой, и продолжил своё дело. В 1913-м году он представил самый северный в мире сочинский чай на выставке «Русская Ривьера» в Петербурге, и получил медаль Министерства земледелия и государственных имуществ Российской Империи.
После октябрьской революции, в годы коллективизации, Иуда Антонович передал свои чайные плантации Солохаульскому колхозу. Сделал он это, чтобы оградить себя и семью от возможных репрессий. Впрочем, без опыта Кошмана советская власть обойтись не смогла. Совет Народных комиссаров в 1928-м году постановил начать полномасштабное развитие чаеводства в сочинском регионе Краснодарского края. Семена для новых плантаций взяли у Иуды Антоновича. До самой своей кончины в 1935-м году он руководил посадкой и производством чая, который стал выпускаться под маркой «Краснодарский». В 70-е годы ХХ века в домике Кошмана, окружённом чайными кустами, устроили музей. И сегодня там можно отведать тот самый «кошмановский» чай.
Все выпуски программы Жизнь как служение