В здании Минской городской Думы было тихо и пустынно. Ещё не рассвело, и гласные – так в 19 веке называли депутатов – пока не спешили на заседания. Только коридорные, неслышно ступая по мягким ковровым дорожкам, зажигали на стенах газовые фонари. И лишь в одном, самом большом кабинете свет горел уже давно: там новый городской голова Минска начинал свой первый рабочий день.
Графа Карла Эмериковича Чапского, уважаемого в Минске человека, дворянина и богатого помещика, избрали на этот ответственный пост не случайно. Жители города графа действительно любили и уважали. Он и к крестьянам своим был добр - бесплатную школу для них у себя в имении открыл; и к храму Божьему усерден - вместе с отцом построил в селе Станьково каменную Николаевскую церковь. Умён, незаносчив, обходителен. Чем не градоначальник?
Но вот коридоры Думы наполнились голосами. В кабинет городского головы деликатно постучали. Карл Эмерикович перекрестился и приготовился отдавать распоряжения в своём новом качестве.
Думский секретарь от удивления чуть не выронил из рук перо, когда Чапский продиктовал ему первое из них: «От жалованья, предназначенного мне как городскому голове, отказываюсь и приказываю употреблять его на городские нужды и благотворительность». Карл Эмерикович понимал, что на осуществление тех преобразований, которые неотложно требуются любимому городу, казны, увы, не хватит. И не только жалованье головы был готов отдать, но и собственные накопления пустить в дело благоустройства Минска и благополучия его жителей.
Исключительно на собственные средства открыл Карл Эмерикович в Минске приют для бездомных и учредил Кассу вспомоществования нуждающимся горожанам. Несколько столовых для бедняков в разных района города и бесплатная лечебница тоже появились благодаря доброй воле и щедрым пожертвованиям графа.
Разобрался Чапский и с долгостроем – Городским театром. Чего не хватало для окончания строительства – добавил из личных средств. И словно по волшебству в 1890 году театр вырос! Вслед за ним в городе появилась телефонная станция. В Петербурге о телефонах ещё только мечтали, а в Минске уже было запущено в действие сто номеров общественного пользования! Конечно, и здесь не обошлось без личных денег графа, но для Чапского, весьма богатого человека, подобные траты были не в тягость, а только в радость.
Когда на улицах Минска загрохотала по рельсам первая конка – конный трамвай – приезжие из других городов диву давались, а минчане довольно улыбались: мол, то ли ещё будет! И действительно: скоро в городе появилась собственная мощная электростанция, был значительно разветвлён водопровод.
Одиннадцать лет, трижды переизбираясь, прослужил Карл Эмерикович Минску. Когда он покидал службу, думцы подсчитали, что на городские нужды Чапский истратил 210 тысяч рублей из собственного кармана. По тем временам, когда хороший дом в центре города можно было приобрести рублей за сто, сумма казалась колоссальной. Было решено представить это как городской долг перед графом. Но Карл Эмерикович и слушать ничего не желал. Ведь он потратил свои деньги по собственной воле на дело, которое считал важным и нужным.
В 1910 году в честь Карла Чапского была названа одна из улиц Минска. В советское время название сменилось, но сейчас идут разговоры о том, чтобы вернуть улице имя человека, так много сделавшего для города.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница