Однажды к известному пейзажисту Александру Киселёву пришёл гость. Внимательно рассматривая развешенные по стенам полотна, он остановился перед картиной художника ПрЯнишникова «Воробьи», завороженно ахнул и весь вечер не отходил от шедевра. Перед уходом гость, неловко теребя в руках шляпу, попросил хозяина продать ему «Воробьёв». Киселёв наотрез отказался: «Пока жив, со мной картина будет», - ответил он.
Этим восхищённым гостем был Иван Евменьевич Цветков – банкир и большой ценитель искусства. Его коллекция живописи и графики вполне могла поспорить со знаменитым собранием Павла Третьякова, однако тактичный Цветков отзывался о ней скромно: «У Третьякова – дивное исследование по истории искусства, а у меня - только конспект», - говорил он.
Иван Евменьевич родился в одном из сёл Алатырского уезда, в семье бедного сельского священника. В возрасте одиннадцати лет он поступил в духовное училище, намереваясь пойти по стопам не только отца, но и деда, и прадеда. «Мои предки в пяти поколениях были православные священники, люди умные, честные», - вспоминал Иван Евменьевич. Однако по окончании училища Иван сделал выбор в пользу светской службы, и поступил в Московский Императорский университет на факультет математики. Учился он успешно, и сразу же по окончании института нашёл место бухгалтера в одном из московских банков. Прошло немного времени, и способный, трудолюбивый работник высоко поднялся по карьерной лестнице: Иван Цветков был избран председателем Оценочной комиссии Земельного банка.
В полной мере оценил Иван Евменьевич и культурные возможности Москвы: с увлечением он чуть ли не каждый день ходил в театр, посещал музеи и выставки. Разумеется, не обошёл стороной и Третьяковскую галерею. Первый же визит туда стал переломным моментом в жизни Цветкова: он словно побывал в другом, удивительном и волшебном мире, где каждый художник создает свою реальность, непостижимым образом вдыхая жизнь в хаотичные на первый взгляд мазки. Из Третьяковки Иван Евменьевич вышел, потрясённый. Именно тогда и решил он собирать собственную коллекцию картин.
Первым в его собрании стало полотно Василия Поленова «Сказитель Никита Богданов». С каждым годом коллекция росла - стены цветковского дома украшали картины знаменитых ныне художников Брюллова, Маковского, Репина, Ярошенко, Васнецова. Вкус и художественное чутьё Цветкова были безупречными: именно он открыл широкой публике талант тогда еще никому не известных Тропинина и Венецианова. В коллекционировании Иван Евменьевич не придерживался какого-то определенного принципа. Он приобретал то, что поражало и захватывало его воображение, и мог сколь угодно долго охотиться за понравившейся картиной.
К примеру, тех самых «Воробьёв» художника ПрЯнишникова Цветков безуспешно пытался выторговать на протяжении целых двадцати лет, и только после смерти владельца вдова согласилась продать ему картину.
Когда коллекция перестала умещаться в особняке Цветкова, он решил построить для неё отдельное здание. На Пречистенской набережной, неподалёку от храма Христа Спасителя, он возвёл чудо-терем по проекту своего друга, художника Виктора Васнецова. Туда и была перенесена бесценная цветковская коллекция. А через несколько лет Иван Евменьевич целиком преподнёс её, вместе с домом, в дар городу. Так в Москве появилась Цветковская галерея, в которой были выставлены четыреста пятьдесят картин, полторы тысячи рисунков и тридцать шесть скульптур. До конца своих дней Иван Цветков оставался главным хранителем этого, теперь уже народного, культурного и духовного богатства.
Ивана Евменьевич ушёл из жизни в феврале тысяча девятьсот семнадцатого. В своём завещании он оставлял проценты с собственного капитала на учреждение гимназических стипендий. Однако на дворе, увы, было уже совсем другое время, и это благое начинание не осуществилось. Но дело всей жизни Цветкова – его галерея – к счастью, пережила все трудности и невзгоды времени. В первые советские годы бОльшая её часть была передана в столь любимую Иваном Евменьевичем Третьяковку, остальные картины попали в Государственный музейный фонд, и разошлись по региональным музеям. В «тереме» на Пречистенке теперь посольство Франции. Но под французским флагом – мемориальная доска в честь великого русского мецената.
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема