Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 35-51

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Иоанна, Глава 1
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос Воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Если человек хочет познакомиться с тем или иным явлением, что он сегодня делает в первую очередь? Читает интернет. Казалось бы, всё верно. С одним условием: опирайся на мнения авторитетных авторов и учёных. Но во всех ли сферах мы сделали бы такой выбор? Доверились ли бы мы рассказу учёного о музее или пошли бы познакомиться с экспозицией сами? Стали бы слушать рассказ о концерте, даже если бы о нем говорил нобелевский лауреат, или музыку тоже решили бы послушать лично? И как же, наконец, дело обстоит с религией? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 1.

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви,- что значит: учитель,- где живешь?

39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Как мы сегодня узнаём о Боге? Обычно практически так же, как о рецепте заинтересовавшего нас блюда. Читаем о нем в сети. При этом в сегодняшнем отрывке мы слышим о способе познания, который для многих из нас стал непозволительной роскошью, о личном опыте. Мы всё время торопимся, в то время как опытное познание предполагает, что мы останавливаемся, чтобы всмотреться, вслушаться, вдуматься, буквально встретиться с тем, что мы хотим познать.

Итак, сегодня мы слышим, как Иоанн Предтеча указывает двум ученикам на Иисуса как на Мессию и агнца Божьего, который возьмёт на себя грех мира. И что отвечают ему ученики? Может быть они, как доверяющие ему, говорят «расскажи подробнее»? Нет. Они были учениками Предтечи, который призывал их верить в грядущего Мессию. Когда же они услышали, что Он уже здесь — они приходят к Нему и пребывают в Его доме целый день.

Очень примечателен диалог, который этому предшествует.

— Чего вы от меня хотите? — спрашивает Христос. И они отвечают: «Учитель, где живёшь»? То есть фактически напрашиваются в гости. Сегодня мы можем решить, что, если бы нам подобный вопрос задал воплотившийся Бог, уж мы бы попросили что-нибудь посущественнее. Но апостолы дали самый верный ответ. Потому что, если ты действительно хочешь познакомиться с личностью, тебе важно вступить с ней в общение, а не читать про неё статьи.

В разных вариантах со всеми апостолами происходит то же самое. Они приходят и лично общаются со Христом. Они тратят на это время и силы, хотя, вероятно, могли бы узнать о Нём что-то из других источников.

Подобный подход в сфере веры был важен не только когда-то в древности, когда у людей не было интернета и научных исследований. Он важен и сегодня, потому что религиозное знание — это не знание о Боге, но знание Бога как Существа Личного, с которым мы призваны быть вместе.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Христос Воскресе! С вами протоиерей Павел Великанов. Иногда я размышляю о том, что доброго и худого привнесла в нашу жизнь цифровая цивилизация. Мне, выросшему в доперестроечную эпоху, есть с чем сравнить современный образ жизни — и нередко ловлю себя на мысли, что в некоторых аспектах мы потерпели существенный урон. Давайте послушаем первую главу Евангелия от Иоанна, и попробуем сопоставить этот рассказ с реалиями нашей жизни.

Самый сильный контраст, который мне прямо бросается в глаза, — это то, что значительная часть нашей жизни сегодня проходит в виртуальном общении. Его стало гораздо больше — сами того не замечая, мы часами плаваем в мессенджерах, переписках по почте, социальных сетях и других интернет-ресурсах. Если кто-то нас заинтересовал — первый помощник — поисковик. И отыскав много информации о человеке, нам кажется, что мы его уже досконально изучили.

Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о том, как люди узнавали друг друга в те давние времена. Молодые люди встречаются с Иисусом — и вместо того, чтобы спрашивать, под каким логином аккаунт в соцсетях, задают Ему совершенно другой вопрос: а Ты где живёшь? Ответ — пойдёмте, сами всё увидите. После того, как вопрошавшие побыли дома у Иисуса, у них никаких вопросов к Нему не осталось, и, оставив всё, они стали Его учениками.

Схожая история происходит и с двумя другими будущими апостолами — Филиппом и Нафанаилом. Если для Филиппа Иисус — долгожданный Мессия, то для Нафанаила это вовсе не очевидно. В ответ он слышит: иди и посмотри сам.

Оба эпизода — о важности личного, непосредственного контакта и наблюдения за человеком и средой его обитания. Не придуманным и задекларированным в соцсетях — а именно реальным, в котором и которым человек живёт и дышит. Потому что то, чем мы себя окружаем в повседневной жизни, — это тоже наше «тело», пусть и в более расширенном смысле. В телесно-ориентированной психотерапии основа — это подтверждённая практикой аксиома, что тело врать не умеет — в отличие от нашего сознания. Но и наше «расширенное тело» — дом, среда обитания — тоже «врать не умеют». Достаточно прийти домой, попить чайку, поговорить — и вы получите важнейшие «вводные» для составления настоящего, а не выдуманного, портрета другого человека.

Но есть в ситуации с апостолами и Иисусом ещё одна глубина. Я бы назвал её очевидностью святости Иисуса — прикоснувшись к которой никакие доказательства уже не требовались. Умный и чуткий, совестливый человек, только взглянув Ему в глаза — всё сразу понимал: да, это Тот, за Кем имеет смысл идти, Кому не страшно доверить и всю свою жизнь. И вопрос, которым мне хотелось бы завершить размышления, повисает в воздухе: а на самом ли деле для нас, христиан, настолько же очевидна святость Христа — или же она пока ещё только находится где-то на уровне теории? Да, есть над чем подумать...

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
08.05.2024среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****