Почему мир несправедлив? Почему мы болеем? Почему нас предают? Почему мы бываем несчастны? Куда смотрит Бог? Знакомый круг вопросов — не правда ли?
Не в моих силах на них ответить. Настоящий ответ — стандартный, хоть от того и не менее верный — обычно предлагается искать в евангельской притче о богаче и Лазаре.
Богач при жизни был успешен и счастлив. Бедняк Лазарь — страдал и не имел ничего. После смерти богач оказался в аду, а Лазарь — в раю. И богач умолял о пощаде, и в ответ ему было сказано, что — цитата — «ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк 15:25).
Таков один из возможных ответов на вопрос о всех несправедливостях жизни. Жизнь не кончается смертью. Земная жизнь — лишь начало пути. После смерти будет другая жизнь — вечная. И страдающего здесь может согревать и утешать перспектива блаженства там.
Всё верно. И я как верующий человек благоговейно склоняю голову перед этой великой истиной. Вопрос, который остается у меня к самому себе, — о другом.
Я чувствую, что очень легко — слишком легко! — воспринять обетование вечной жизни и «будущих благ» вне всякого контекста живых отношений, собственно, с Богом. Вне присутствия Бога-Личности в моей жизни. Воспринять это как математический закон причинно-следственных связей. Как своего рода сделку с Богом: здесь неудобства — зато там компенсация. В русле стремления к награде, а не к Самому Богу как к источнику любви.
Я, пожалуй, могу вообразить себе человека — кроткого, смиренного, любвеобильного — который просто в силу характера вполне готов терпеть все несправедливости жизни ради того, чтобы однажды потом обрести блаженство. И терпеть не стиснув зубы, а спокойно и по-доброму. Но может статься, что, окончив земной путь и встав на пороге вечности, такой достойнейший человек скажет не: «Господи, как я ждал нашей с Тобой встречи!», а: «Господи, а где положенное мне блаженство»?
Как бы самому не оказаться таким человеком?
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.