Чудо – сверхъестественное событие, явление или действие, не поддающееся рациональному объяснению, выходящее за грань законов природы. Истинные чудеса совершаются благодатью Святого Духа.
Примерами истинных чудес могут быть сотворенные Иисусом Христом исцеления больных и воскрешения мёртвых, описанные в Евангелии. В духовной жизни верующего человека чудо является знаком, ответом от Бога и призывом к изменению внутренней жизни. Чудеса Божии всегда имеют благую цель – утешить, исцелить, вразумить, а главное – приблизить человека ко спасению души. В то же время священники призывают относиться к чудесам с осторожностью, поскольку сверхъестественные явления могут использовать падшие ангелы, враги рода человеческого, чтобы вызвать в душе человека такие страсти, как тщеславие, самолюбование и гордыню. Важно помнить, что человек спасается не чудесами, а верой, надеждой и любовью и уметь видеть чудесное Божественное благоустроЕние в явлениях, которые стали привычными – в красоте природы, в рождении детей, в творчестве.
Протоиерей Александр Шмеман. Отрывок из «Дневников».
Человек призван не к осуществлению правил, а к чуду жизни. Семья: чудо. Творчество: чудо. Царство Божие: чудо.
24 августа. О милосердном отношении к людям

В 18-й главе Евангелия от Матфея есть притча о немилосердном должнике.
О милосердном отношении к людям, оказавшимся в трудном положении — священник Захарий Савельев.
Каждому человеку необходимо помнить, что перед Богом мы все равны, и каждый человек, который находится в каком-то затруднительном положении, нуждается в нашей поддержке. Иногда и мы требуем, чтобы нас поддержали, но мы это должны делать, как бы не ожидая возвращения долгов, мы должны это совершать без желания наживы, или как взять ещё под проценты кто-то хочет.
Это безусловно неправильный подход к делу, но в то же время нам необходимо понимать, что бывает настолько экстремальное положение у человека, что, если сейчас мы его не поддержим, вся его жизнь может рухнуть.
Поэтому именно православные люди обязаны проявлять милосердие и снисхождение к другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 августа. О печати апостольства

В 9-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе».
О плодах служения апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, напоминает о действительности своего апостольства. Некоторые могли сомневаться в том, что он апостол, равный ученикам Господа Иисуса Христа. Неоднократно Павел приводит доказательства своего избранничества.
В этом месте послания к коринфянам он вновь напоминает о своём апостольстве, но без долгих рассуждений и в доказательство своего чрезвычайного дара приводит самих коринфских христиан как плоды подлинного апостольского служения. Собственно, употреблённое им слово «печать» и означает «доказательство».
Итак, доказательством миссии Павла как апостола являются коринфские христиане. Какие это доказательства? Павел сам называет их во втором послании: это знамения, чудеса, различные силы, которые проявлялись во время его проповеди, отсутствие корысти.
Апостол проводил между христианами безукоризненную жизнь. Подвергался, как и другие Христовы ученики, опасностям, но Бог действовал в нём, и вера коринфян вместе с благочестием, принятые от своего первого проповедника, стали доказательством, что Бог избрал Павла для проповеди язычникам.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 августа. О подвиге преподобного Иоанна Святогорского

Сегодня 24 августа. День памяти преподобного Иоанна Святогорского, затворника, жившего в девятнадцатом веке.
О его подвиге — игумен Лука (Степанов).
Преподобный Иоанн получил прекрасное образование, стал очень успешным предпринимателем. Он, тем не менее, уже во взрослом возрасте восчувствовал решимость направиться в Киево-Печерский монастырь для духовного назидания. И оттуда уже был направлен старцами в Глинскую пустынь, где тогда старчество процветало, где замечательные духовные наставники приняли его.
Он и молился непрестанно, и трудился непрестанно. И был в этом отношении совершенно недосягаем по своему могуществу. Но на определённом этапе он оттуда переходит уже в Святогорскую обитель, а это обитель в пещерах.
Через некоторое время он принимает решение затвориться в уединённой келье, пещере. На двери водружается огромный замок, который открывается только раз в месяц. Маленькое окошко в двери служит для получения самой простой пищи, и то в минимальных размерах: сухари, вода. Спит он в гробу в этом полном уединении. Множество всяких насекомых поедают его в течение всего пребывания.
Но на определённом этапе, уже при старости своей, он получает уведомление своему сердцу открыть дверь свою для приёма людей, для утешения страждущих. И к нему направляются многочисленные паломники, и он обладает уже даром и прозорливости, и даром исцелений, и даром утешений.
И уже его блаженная кончина стала началом его и небесной славы, и церковного почитания.
Все выпуски программы Актуальная тема