Интересно, кто придумал это словосочетание «Божий одуванчик»? Почему одуванчик, а не, например, ромашка. Или если и одуванчик- то почему Божий?
Когда мы говорим эти два слова, то совершенно точно знаем кто адресат. Это такие специальные маленькие старушки, у которых белоснежные волосы. Нет, не седые, а именно одуванчиковые, и еще у них где-то припрятан маленький узелок, чтобы взять его с собой когда подует последний ветерок, и весь этот белоснежный одуванчик полетит маленькими парашютиками на постоянное место жительства к Тому, Кому всю свою долгую жизнь они верили и молились.
Я - счастливый человек, потому что в моей жизни есть такой «Божий одуванчик». Это моя двоюродная бабушка, она живет в Калуге и ей 91 год. Я точно знаю, что у нее уже припасен тот самый заветный узелок.
А еще, в маленькой квартирке в Калуге находится машина времени. И когда я переступаю порог бабушкиного дома, эта машина начинает работать со страшной скоростью. Я как в спец. эффекте какого-нибудь фантастического фильма начинаю уменьшаться и становлюсь практически младенцам. Дело в том, что моя бабушка помнит маленькой мою бабушку, мою маму, меня и мою дочь. Она застала 4 поколения в детстве! Получается, что она хранитель нашего семейного времени и всех секретов и тайн! И вот мы сидим и пьем с ней чай с малиновым вареньем, и она говорит совершенно спокойно, что недавно умерший её сын Бориска теперь на небесах пьет также как и мы чай с моей умершей мамой. У моего «Божьего одуванчика» нет смерти, той которую мы так боимся. Просто есть какая-то черта, вот сейчас она здесь и со мной, а потом, после того самого последнего ветерка - она уже там, с Бориской. Со всеми ними, уже ушедшими от нас.
Я еду из Калуги и думаю о том, какое счастье, что Господь подарил моей бабушке столько лет жизни! Что есть возможность снова стать маленькой, и вспомнить то, что начинает уже забываться за давностью лет. А бабушкина память не подвержена времени, она помнит абсолютно все!
Я буду молить Господа о том, чтобы она увидела пятое поколение нашего рода.
И еще, когда я стану старенькой бабушкой - я тоже очень хочу быть «Божьим одуваничком».
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.