Пасхальная ночь тысяча восемьсот шестьдесят седьмого года запомнилась тверичанам надолго. На реках Волге и Тьмаке еще не кончился ледоход, однако весеннее половодье не заставило себя ждать. Вода поднялась и вышла из берегов, грозя затопить округу. Глыбы льда с треском ломались о земляной вал, недавно возведённый здесь специально для того, чтобы защитить жителей левого берега Тьмаки, особенно страдавших во время паводка. Лёд срывал дёрн, оголяя песок и щебень. Казалось, вал вот-вот рухнет. Испуганные жители Затьмачья, собравшиеся было в храм на праздничную службу, оказались отрезанными от центра города. Опасаясь наводнения, они попрятались на крышах и чердаках.
Стихия бушевала всю ночь и стихла лишь к обедне. Испуганные люди вышли из своих укрытий. Вал выстоял! Лёд и вода покалечили его, но не сломали. Затьмачье было спасено, и его жители могли спокойно пойти в храм, чтобы вместе со всем православным народом встретить Светлое Христово Воскресение.
Надёжное укрепление, не позволившее разразиться трагедии, было выстроено на деньги известного тверского купца Алексея Фёдоровича Головинского. Когда в городской Думе в очередной раз за недостатком бюджетных средств был отложен вопрос о строительстве оградительного земляного вала, Головинский выложил десять тысяч из собственного кармана, и жизненно необходимый городу вал был построен.
Прошедшая ночь показала, что инициатива купца была отнюдь не напрасной. После утренней службы в храме жители Затьмачья с благодарственным молебном и крестным ходом обошли вал, а затем, с иконами и хоругвями, направились к дому Алексея Фёдоровича, чтобы выразить купцу признательность за его благое дело.
Алексей Головинский, несмотря на то, что был весьма богат, известен, имел солидный статус в обществе и престижные должности в руководстве земства, как никто другой понимал, насколько нуждается в помощи простой народ. Ведь ещё совсем недавно он и сам был крепостным крестьянином. Трудолюбием, усердием и упованием на Бога он смог получить волю и стать самостоятельным и успешным человеком.
Записавшись в купеческое сословие, Головинский очень скоро скопил крупный капитал, которым распоряжался по принципу: «заработал рубль – полтинник отдай людям». Свойственных провинциальному купечеству гуляний «с цыганами» и тому подобных вещей он никогда не устраивал, хотя героем местных новостей становился нередко. «Купец Алексей Фёдорович Головинский изъявляет готовность установить за свой счет 300 фонарных столбов, на что пожертвовал одну тысячу рублей» - писали, к примеру, «Тверские губернские ведомости».
Своё обещание Головинский выполнил, а кроме того - инициировал и финансировал устройство городского водопровода, открыл в Твери первый музей, организовал губернскую сельскохозяйственную выставку, выделил денежное содержание ратникам Тверской дружины.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Тверь пострадала от серьёзного пожара. Многие семьи остались тогда без крыши над головой и средств к существованию. Алексей Головинский пожертвовал в помощь погорельцам две тысячи рублей.
Алексей Фёдорович стоял у истоков и принимал активнейшее участие в деятельности благотворительного товарищества «Доброхотная копейка». С помощью его пожертвований, товариществом была открыта столовая для бедных, народное ремесленное училище, сиротский приют для девочек, ночлежный дом, Дом трудолюбия и богадельня.
Обязана своим возникновением Алексею Головинскому и Тверская публичная библиотека. На её открытие купец, в то время уже совмещавший свой бизнес с почётной и ответственной должностью тверского городского головы, выделил три тысячи рублей.
Помнят усердие Головинского к милостыне и тверские храмы. Ни один церковный праздник не обходился без пожертвований Алексея Фёдоровича.
В день смерти Головинского было оглашено его завещание. Бывший градоначальник остался благотворителем до последнего вздоха: почти весь свой капитал он оставил на открытие новых школ, народных училищ и учреждений для помощи бедным. Неудивительно, что самый первый памятник, появившийся в Твери, стал памятником Алексею Фёдоровичу Головинскому.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия