Книга пророка Исайи, Глава 40, стихи 18-31
Часто люди думают, что главное дело религии — рассказать человеку о Боге. Посмотрев в словарь, любой человек убедится, что в религии в первую очередь видят веру в Бога или высшие силы и определенное отношение к ним. Действительно — слово религия скорее всего первоначально означало восстановленную связь с Богом. Но вот что интересно, если религия — это связь, значит она всегда предполагает, как минимум двоих и значит открывает истину не только о Боге, но и о человеке, говорит не только о духовном, но и указывает на истинное предназначение материального.
Итак, первая часть сегодняшнего чтения говорит о Боге. Обращаясь к людям, пророк задает вопрос: «Итак, кому уподобите вы Бога?» Учитывая, что человек в мире все старается сравнить, классифицировать и определить... Вопрос этот очень важен, потому что он несомненно позволит отвечающим понять, насколько они сами готовы возвыситься над всем земным, отойти от грубых образов и собственных интересов. Видят ли они Бога всемогущим Творцом или Он для них тот, кого можно вытесать из дерева или камня и взять с собой в дорогу, как оберег, который ты используешь в личных целях...
Интересно, что ковчег завета с херувимами на крышке внешне вполне похож на пьедесталы, которые использовали язычники того времени для идолов... Они уподобляли Бога животным, рыбам и птицам... и самое главное человеку... Вместо того, чтобы стремиться к Богу небесному, люди творили себе Богов земных, не в смысле места жизни, ведь и греки видели своих богов в небесах... Однако, где бы они ни жили, они были страстными как люди, потому что были сотворены по образу людей.
Вопреки традициям всех окружающих народов, на крышке Ковчега Завета кроме двух ангелов херувимов, не было ничего. Бога нельзя было изобразить, потому что Он не был подобен ничему земному, ни золоту, ни дереву, ни камню... Он Тот, кто сотворил все это от начала. И люди сами должны были это помнить, но это была слишком неудобная правда.
С кем же можно сравнить Того, кто покрыл землю небом как тонкой тканью? Современный человек может смутиться от такого образа, но совершенно очевидно, что перед нами поэзия, а не доклад о строении атмосферы. Бог знает все небесное воинство по именам и от Него ничто не сокрыто... Очевидно, что вопросы, которые задает пророк — вопросы риторические. Его соплеменники как раз вполне настроены на то, чтобы сравнивать Бога с теми, богами, которые могут не заметить грехов человека... Они живут надеждой, что пути их сокрыты от Господа. Но Бог, сотворивший небо и землю не утомляется и не изнемогает... Разум Его не исследим.
Исаия говорит о Боге очень возвышенно, но самое поразительное, что эта высота недостижимого и недоступного Бога оказывается доступна человеку... Не потому, что Бог уподобился творению, но потому что сотворил человека подобным Творцу. Итак, те, кто уподобляет Бога себе терпят крах или, на языке пророка, утомляются и ослабевают. Те же, кто сам стремится уподобиться Творцу — получают силу и крепость... и, надеясь на Господа, обновляются в силе.