2017-10-13

Лк., VI, 17-23 (прот. Павел Великанов)
Поделиться

Лк., VI, 17-23 (прот. Павел Великанов)

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Заповеди блаженства, которые нам только что озвучил евангелист Лука, с первого взгляда кажутся абсурдными. Но — только для нашего слуха. Для современников Христа эти благословения и проклятия были вполне в раввинистической традиции обозначения двух крайних точек — между которыми и следовало человеку выбирать, каким путём идти — путём жизни или путём смерти. В книге Второзакония описывается, как устами Моисея Бог достаточно подробно описывает последствия для каждого еврея соблюдения или же, напротив, нарушения заключённого завета. В чём же существенная разница между опорными точками Моисея — и опорными точками, которые предложил Своим слушателям Христос Спаситель?

Современников Моисея интересовали вопросы прежде всего выживания и благоденствия. В этом смысле для них Бог — не сильно отличался по своему с позволения сказать «функционалу» от иных богов — языческих — от которых прежде всего искали помощи, защиты, гнева которых боялись и пытались каким-то образом их умилостивить и заручиться их поддержкой. Конечно, для еврейского сознания Бог — иной, Он — Один, Единственный, с Ним у народа выстраиваются особо близкие отношения. Но при всём этом — даже в словах Моисея основной акцент — на житейском и материальном. Будете выполнять завет — всё у вас будет хорошо. Не захотите соблюдать заповеди — всё развалится и в итоге погибнете страшной смертью.

Речь Христа — о другом. Он, при сохранении вполне понятной для еврейского сознания «растяжки» между благословениями и проклятиями, наполняет их качественно иным содержанием. У Моисея речь о нарушениях межевых границ, об идолах, кровосмешении, то есть о конкретных ситуациях — у Христа —речь прежде всего о состояниях человека: честности, кротости, искании правды Божией, верности идеалам. И в словах проклятий — мы тоже слышим иную тональность. Здесь нет описаний ужасов и жестоких наказаний, как у Моисея — здесь принципиально иной подход. Христос всего лишь показывает, что следующий путём смерти сам для себя закрывает возможную перспективу — когда он целиком вкладывает себя в материальные ценности, удовольствия, тщеславие. Его никто наказывать и не собирается — но всё более чем серьёзно и драматично. Отказывающийся следовать путём заповедей Христа сам себя ограничивает и делает неспособным к участию в Царстве Небесном. Может ли ребёнок, который отказался из вредности идти вместе с родителями в театр, жаловаться, что из-за этих родителей теперь ему скучно сидеть одному дома? Но ведь это был его сознательный и свободный выбор! Может ли человек предъявлять претензии Богу — оказавшись за пределами Царства Небесного — когда сам отказался развивать в себе своего рода «духовный слух» — при наличии которого только и можно распознать красоту Божественной мелодии мироздания?

И вот что самое главное, что Христос Спаситель старается донести до своих слушателей: не имеет никакого значения ваше материальное благосостояние, которому вы так много уделяете внимания, ни ваше социальное положение — любой из вас, даже считающий себя самым обделённым и неудачным — имеет все возможности для того, чтобы развить в себе способность быть очень близким к Богу, стать другом Божиим, вырастить в своей душе росток новой жизни — который и после смерти останется живым. И для этого не нужны ни кровавые жертвоприношения, ни продолжительные молитвы, ни экстремальные подвиги. Требуется нечто иное — но по факту — не менее значимое для выстраивания близких отношений с Богом: научиться на самом деле любить тех, кто рядом с вами. Прощать их. Жалеть их. Миловать их. Помогать, чем только можешь. Терпеть их испорченность и порочность. Уважать их право выбора. Не осуждать за греховность. Поддерживать и утешать без всякой надежды на благодарность. Именно это для Бога и оказывается гораздо важнее, чем бесконечная вереница религиозных обрядов и ритуалов.

Помоги же нам, Господи, не забывать о том, что есть только один самый короткий путь к Тебе — те люди, которых Ты поставил рядом с нами!…

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (43 оценок, в среднем: 4,95 из 5)
Загрузка...