2016-12-15

Евангелие от Луки: XX, 9-18
Поделиться
800px-Rembrandt_-_Parable_of_the_Laborers_in_the_Vineyard

Притча о работниках в винограднике
(Рембрандт, 1637 год).

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18.

9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.
14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.
15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?
18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Притча, которую мы только что услышали, содержит в себе несколько смысловых уровней. Поскольку она была сказана в окружении иудеев, очевидно, в первую очередь она о них.

Зачастую в Священном Писании образ виноградника символизирует Израиль. Пророк Исаия в своих писаниях не раз говорит о том, что Господь заботится о Своем народе так, как заботится внимательный и любящий хозяин за своим садом. Виноградари, то есть рабочие в винограднике, – это сам Израильский народ в лице своих религиозных и светских лидеров. Рабы – это те святые пророки, которых Господь на протяжении всего существования истории Израиля посылал к Своему народу, пытаясь через них вразумить его, побуждал отказаться от язычества и обратится к вере в Единого Творца. В этом смысле еврейская история уникальна. Ни об одном народе мира Бог не заботился так, как об этом. И ни один народ мира с таким бесовским воодушевлением не восставал против своего же Бога. Ни в одном народе мира с такой неприязнью, агрессией и жестокостью не относились к своим же пророкам. Пророка Иеремию побили камнями; Исаию перепилили деревянной пилой; Иезекииля разорвали на части, привязав к коням; Захарию убили прямо в храме. При желании список можно было бы продолжить. Окончилось все тем, что к Израилю пришел сам Сын Хозяина виноградника, Мессия, но Его так же ждала печальная участь. Поэтому Христос и говорит, что виноградник будет отдан другим. То есть другие люди займут в сердце Бога первое место, а еврейский народ лишится всех своих привилегий.

Однако образ виноградника можно понимать и шире. Христос говорит о всей земле, о всем нашем мире, о жизни каждого человека в целом. Бог дает нам абсолютную власть распоряжаться своими судьбами и всем тем, что нас окружает. Он не стоит над нами с палкой, как надзиратель. Он надеется на наше благоразумие и, подобно хозяину виноградника, удаляется, предоставляет нам полную свободу действия. Кто-то из христианских богословов по этому поводу даже заметил, что Господь, сотворив человека свободным, идет на огромный риск. Ведь человек – единственное существо, которое может действовать, как ему заблагорассудится. Своими поступками мы можем даже ограничиваем волю Бога. Ограничивать до такой степени, что можем не послушаться Его, отвернуться от Него, даже поднять против Него бунт и распять на кресте.

Каждый из нас должен помнить то, что забыли злые виноградари, которые слишком увлеклись, посчитали, что виноградник – их собственность, и они могут делать с ним что угодно. Господин обязательно вернется и спросит, в каком состоянии находится то, что Он нам доверил, наша жизнь, наша бессмертная душа.

Постараемся же, дорогие друзья, сохранить тот виноградник, который нам доверил Хозяин нашей жизни. И дай Бог, чтобы по своем возвращении Он нашел в нем не пожухлые кусты со сморщенными, словно изюм, плодами, но сочные гроздья, обильно наполненные соком евангельской добродетели.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (60 оценок, в среднем: 4,77 из 5)
Загрузка...