2016-12-12

Евангелие от Луки: XIX, 37-44
Поделиться
Icon_03027_Vhod_Gospoden_v_Ierusalim

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона.

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 37-44.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы услышали сегодня, – эпизод всем хорошо известной истории под названием вход Господень в Иерусалим. Подходит к концу земная проповедь Христа, в окружении Своих учеников и множества народа Он въезжает во святой град верхом на осленке. Эта деталь далеко не случайная. Спаситель въезжает не на коне, который был символом воинской доблести и победы над врагом. Так поступали полководцы и цари, власть которых держалась на силе оружия. Христос въезжает на животном, которое символизирует кротость. Так Господь дает понять, что цель Его миссии не в том, чтобы свергнуть иго римлян. Его Царство и власть иного рода.

Но не только в этом дело. У всех евреев на слуху было древнее пророчество из книги пророка Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: вот Царь твой идет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осленке». Издревле евреи воспринимали это, как предсказание о Мессии и наступлении Его царства. Еще одна деталь. Господь входит во святой город со стороны Горы Елеонской, или, если дословно перевести на русский язык, Масличной горы. Это также не случайно. Тот же пророк Захария пишет, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и провозгласит себя Царем всей земли. В судьбе человечества наступит новая эпоха. Иерусалим станет источником живой воды, которая напитает собой весь мир.

Итак, самими Своими действиями Христос всячески говорит окружающим о том, что Он и есть обещанный Мессия. Он уже пришел. Это настолько очевидно, что сами камни готовы кричать об этом.

Парадокс в том, что фарисеи, которые лучше всех знали Писания и пророчества о Мессии, отказываются это признать. Ведь они совершенно иначе представляли себе это пришествие. Царство Помазанника было для них чем-то громким, ярким, даже фееричным по аналогии с величайшими державами древнего мира. А здесь, всего-лишь бродячий нищий проповедник. Явных внешних изменений в жизни еврейского народа не произошло. Оккупанты никуда не исчезли. Евреи как были под гнетом Рима, так и остались. Да и призывал этот Человек к тому, что, в принципе, было им с детства хорошо известно из Священного Писания, – быть лучше, жить по закону Божию, к людям относится по-человечески. Одним словом, ничего нового и особо значимого.

Потому и плачет Христос, глядя на Иерусалим. Евреи не узнали Его. Они отказались принять тот путь, Который Он им предлагал. Под руководством своих религиозных вождей Израиль упорно продолжал ждать того, чей образ был намного милее их сердцу, – яркого фигуру Царя-освободителя нации. Увы, но для них это стало лишь причиной бессмысленных страданий. В результате очередной попытки свергнуть власть Рима Иерусалим был разрушен, а еврейский народ потерял свой дом.

Вирус, который некогда поразил духовную жизнь евреев, будет витать в воздухе во все времена. Во все времена знаком присутствия Бога в своей жизни человек считает внешние изменения, яркие события и переживания. Хороший достаток, крепкое здоровья, улучшение отношений к тебе со стороны других людей, успех в жизни детей. Есть и более нетривиальный вариант – разнообразные состояния душевной радости, внутренний подъем, вдохновение. Все противоположные состояния расцениваются нами как богооставленность. Но не оказываемся ли мы в этом случае в той же самой ловушке, в которую попал 2000 лет назад израильский народ? Ведь Господь был всегда с ним, во все моменты его жизни, даже самые тяжки, а он этого в упор не видел, искал чего-то, что разрывает привычные будничные шаблоны и в результате распял Христа. Не рискуем ли мы в погоне за всеми этими внешними признаками оказаться в подобной ситуации? А может Бог постоянно с нами? Может мы просто смотрим на жизнь не под тем углом? Может нам элементарно не хватает перспективы, с которой открылся бы подлинный масштаб происходящего?

Именно об этом свидетельствует Евангелие. Оно предупреждает нас: если вы будем полагаться на перемены во внешней картинке, вы ничего не поймете. Только изменив сердце можно однажды явственно ощутить, насколько глобально и всеобъемлюще Бог присутствует в нашей жизни. Он рядом во всякий момент. Отсутствие здоровья, низкая зарплата, плохое отношение к нам со стороны окружающих, проделки наши детей и другие многочисленные проблемы – все это, как и все хорошее происходит на Его фоне. Через все это действует Он. И тогда вряд ли все эти проблемы будут волновать нас так же остро как раньше. Скорее всего, подобно ученикам, которые сопровождали Христа в Иерусалим, мы со спокойною душою в глубине своего сердца будем радостно повторять: «благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (62 оценок, в среднем: 4,77 из 5)
Загрузка...