2016-12-11

Евангелие от Луки: XIII, 10-17
Поделиться
781px-La_curacion_del_ciego_El_Greco_Dresde

Исцеление слепорождённого. Эль Греко (1541–1614).

Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 10-17.

10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Субботний день почитался иудеями особо. Ведь именно в субботу, по словам Библии, Господь вывел евреев из Египта, именно в субботу Он закончил творение мира и почил от Своих дел. Формой празднования субботы был покой. В иудаизме времен Христа были составлены подробные инструкции, в которых со всей скрупулезностью было прописано, что именно можно было делать в этот день, а что нельзя. Вот, для примера, лишь некоторые из них.

Кто написал две буквы – правой рукой или левой, одинаковые или разные, различными веществами, на каком-бы то ни было языке, – виновен. Кто пишет жидкой краской, соком плодов, кто пишет на дорожной пыли… или на каком либо нетвердом предмете, – невиновен… Страдающий зубами не должен брать в рот уксуса. Но он может обмакнуть в уксус какой-либо употребляемый им обыкновенно предмет и натереть зубы… Солому, постланную на кровать, не должно трясти рукой, но переворачивать ее телом можно. Если же солома предназначена на корм животному, – ее можно переворачивать и рукой.

И это только мизерная часть закона относительно субботы. Списки отличаются большим объемом и въедливой дотошностью. Создается впечатление, что иудейские ученые учли абсолютно все случаи жизни. Соблюдение этих предписаний стало для евреев делом принципа. Ведь, как они говорили, именно соблюдение субботы отличало их от язычников и делало избранными. Господь обличает их. Оказывается, они поставили во главу угла совсем не то, что ожидал от них Бог.

Случай в синагоге является тому ярким примером. Господу упрекает начальника, словно говоря ему: «Правила, которым ты следуешь, противоречивы. Ведь формально тебя также можно обвинить в нарушении субботы. Когда ты заботишься о своих питомцах, кормишь их, поишь, ты также выполняешь работу, следовательно, нарушаешь субботний покой. Однако ты не задумываешься об этом, не видишь в этом большой проблемы. Почему? Да потому что у тебя есть личное отношение к своим животным. Но почему же тогда ты не проявляешь такого же личного отношения к своей прихожанке. Ведешь себя по отношению к ней отстраненно, как с чужим человеком, хотя на протяжении 18-ти лет видишь, как она мучается болезнью. Вместо того, чтобы порадоваться за нее, ты предпочитаешь закрыться бездушной схемой закона. Ты мог бы подняться над правилами, как делал это сотни раз со своими домашними питомцами».

Это обличение носит универсальный характер. Ведь каждый из нас имеет свой свод жизненных законов, правил и принципов. С одной стороны это очень понятно. Таким образом в этой жизни появляются хоть какие-то ориентиры. Однако зачастую, наши принципы начинают играть с нами такую же злую шутку, как постановления о субботе с иудеями. Часто можно слышать от человека: я никогда не подаю бомжам, принципиально, все равно пропьют; никогда не подойду первым, если считаю себя правым на все сто процентов; никогда не даю в долг, особенно незнакомым, или наоборот, близким; никогда и никому не прощу предательство. Ну и мало ли подобных «никогда»?

Но давайте зададимся вопросом, не впадаем ли мы в то же самое противоречие с самими собой, когда возводим во главу угла эти абстрактные схемы. Ведь у каждого из нас обязательно найдется тот вол и осел, ради которого мы готовы поступиться своими принципами. Я слышал случай об одном невероятно принципиальном судье. У него была репутация абсолютно справедливого и неподкупного человека. Однако, когда на скамье подсудимых оказался его единственный и обожаемый сын, самого судью поймали на том, что он пытался подкупить присяжных. На что только не способна отцовская любовь!

Господь не призывает нас нарушать законы. Он не сторонник личной и общественной анархии. Он просто обращает наше внимание на то, что нельзя механически закрыться от другого человека сводом правил. Нельзя вгонять его в прокрустово ложе своих принципов. Ведь когда идет речь о человеческом существе, то здесь не может быть шаблонных ситуаций. Поэтому необходимо научиться проявлять душевную гибкость. В каждом конкретном случае действовать не в соответствии с абстрактной универсальной формулой, потому что так легче, но соразмерно обстоятельствам, своему духовному опыту и евангельской заповеди о любви к ближнему. А Господь, видя наше усердие, поможет преуспеть в этом благом и богоугодном деле.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (56 оценок, в среднем: 4,88 из 5)
Загрузка...