2016-12-10

Евангелие от Иоанна: XV, 1-7
Поделиться
Christus_Ravenna

Христос на мозаичном изображении, Равенна, Италия. III—IV вв.

Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 1-7.

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие, которое мы только что слышали, читается в день памяти великомучеников. Это отрывок из прощальной беседы Христа Спасителя, когда на Тайной Вечери Он подытоживает всё то, о чем говорил на протяжение трех лет Своим ученикам. Это не просто «краткий реферат», это простой и откровенный рассказ о самом главном, что Он хочет донести до ближайших учеников. В Сионской горнице, где и происходит эта беседа, посторонних людей нет: это самый узкий круг учеников. Поэтому в словах Христа нет сложных аллегорий, нет притч, нет тонких риторических приёмов, как это мы видели во время Его публичной проповеди. Он говорит прямо, как есть – и ученики ощущают всю значимость этой беседы, хотя и совершенно не понимают, что их ждёт буквально в ближайшие часы.

Итак, о чем же говорит нам сегодня Спаситель? Он приводит хорошо понятный апостолам, выросшим в Палестине, образ виноградной лозы. Любой рачительный хозяин заботится о том, чтобы лоза была крепкой и здоровой – поэтому отсохшие или больные ветки регулярно отсекаются и выбрасываются в огонь, чтобы не заразились здоровые. Самого Себя Христос сравнивает с лозой, от которой только и получают своё питание ветви. Сама по себе ветвь, оказавшись отрезанной от лозы, быстро высыхает и погибает – но если она остаётся на лозе, она на протяжение многих лет будет приносить обильный плод.

Главный призыв Христа, адресованный ученикам – пребывать во Христе. Если вспомнить, что только что было установлено Таинство Евхаристии – Таинство Божественных Тела и Крови Христовых – становится ясно, что прежде всего здесь речь идёт не о каком-то гипотетическом пребывании во Христе, но о вполне конкретном деле – совершении этого таинства как воспоминания, воспроизведения того, что было совершено Христом Спасителем. И дело здесь вовсе не в каком-то «магическом ритуале», который неизбежно соединял бы со Христом. Речь гораздо глубже: Евхаристия – это не более чем вершина, к которой и должна устремляться вся ежедневная жизнь христианина. Это, своего рода, печать подлинности – которой заверяется сама жизнь – если только она соответствует евангельским заповедям. Пребывание во Христе – это не внешнее подражание Христу, но постоянное подстраивание души в тональность Христова учения, постоянная проверка, насколько ясно звучит в душе захватывающая мелодия благовестия Христова.

Вот почему так разительно отличаются люди, которые регулярно приходят в воскресный день в храм на богослужение, от тех, кто, как сами о себе говорят, «носят Бога в своём сердце». Там, в храме – общение верных, избравших и полюбивших Христа. И это единство придаёт совершенно иное качество и личному разговору человека с Богом. Таинство Собрания – так именуют Литургию святые отцы – это таинство претворения множества индивидуальностей в единое Тело – не какое-то «астральное», а вполне конкретное Тело Богочеловека Христа. Здесь нет ничего «механического» или «магического». Здесь всё совершается только в меру свободного произволения и согласия самого человека. Нет никакого «насилия» благодати – есть только призыв слушать Христа и следовать за Ним в меру сил и возможностей.

Также, как ветка не может плодоносить сама по себе, но только лоза – источник её жизни, точно также и душа христианина не может принести никакого духовного плода, если будет сама по себе, в изоляции от лозы Христа – Его Церкви– в которой только и возможно совершение Таинства Тела и Крови Христовых.

Помоги же нам, Господи, не пренебрегать этой уникальной возможностью, которую Ты некогда дал всем Своим ученикам: становиться причастниками Твоей жизни и действительно, а не только в воображении, жить и вдохновляться Тобою!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (58 оценок, в среднем: 4,83 из 5)
Загрузка...