2017-08-28

Лк., X, 38-42; XI, 27-28 (о. Стефан Домусчи)
Поделиться
Semiradsky_Christ_Martha_Maria

Картина Генриха Семирадского.

Лк., X, 38-42; XI, 27-28 (о. Стефан Домусчи)

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодня, в день Успения Богородицы, мы слышим традиционное богородичное евангельское чтение. В нем устами самого Христа говорится, что она блаженна не только потому, что она Его Матерь, но, в первую очередь, потому что она слышала слово Божие и соблюдала его. Для нее быть вместе с Богом, быть с Ним единомысленной оказалось выше и важнее, чем физическое родство. В начале чтения мы слышим рассказ о Марфе и Марии. Марфа очень добрая женщина, суетится и хочет сделать хорошее дело, но оказывается, если не слышать слово Божее и не хранить его в сердце, любая деятельность, даже служение Богу, может оказаться совершенно ненужным и бесполезным. Марфа хотела послужить дорогому гостю, но Христос говорит ей, не она, а Мария, ее сестра избрала лучшее, потому что, в первую очередь, важно преображение сердца.

Матерь Божия было тем человеком, в котором это преображение сердца произошло, оно восторжествовало в Ней. В слове «успение» мы слышим не только сон, но в нем слышится и слово «успех», хотя это может быть филологически некорректным, но по сути очень верно. Ее жизнь, несмотря ни на какие последствия грехопадения, пришла к победе и торжеству, ведь по Церковному преданию она воскресла. Иными словами, смерть Богородицы – это не то, что с ней случилось, это ее действие, ее поступок, не в смысле греховного самоубийства, а в смысле сознательного вхождения в смерть, не с боязнью, но со спокойным сердцем. Сердцем, которое хранило слово Божее.

Обычно люди воспринимают Бога как Того, Кто настолько свят и чист, что Ему невозможно быть причастным. Воскресение Христово мы воспринимаем как действие Богочеловеческое и поэтому нам кажется, что к нам оно не имеет прямого отношения. Но смерть и воскресение Богородицы – это то, что произошло с человеком. Поэтому когда мы сморим на нее, мы радуемся тому, что близость к Богу и причастность Ему могут настолько преобразить человека, что смерть, то есть самое страшное, что может быть на земле, становится для него днем победы и успения. Это судьба того, кто преображен победой Христа. Но в смерти и воскресении Богородицы приоткрывается судьба каждого из нас. Конечно, она Матерь Божия, и Он освятил ее своим присутствием, но дело совсем не в физической связи. В сегодняшнем чтении мы слышим как Он говорит: «Еще более блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». И мы понимаем, что эта близость к Богу, причастность Ему возможны для не только для нее, но и для нас. Господь призывает нас к богообщению, Он говорит, что все, кто слышат слово Божие и соблюдают его, также блаженны, им уготована та же победа… Именно поэтому мы празднуем ее смерть как победу.

Давайте задумаемся о своей жизни. Если мы будем верными и «неразвращенными», если мы будем хранить в сердце слово Христово, то и наша смерть, которая, конечно же, грядет, не будет для нас ужасной. Мы не будем у нее в рабстве, потому что это – дверь, за которой Христос, и мы можем войти в нее, чтобы встретиться с Ним.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (65 оценок, в среднем: 4,86 из 5)
Загрузка...