2016-12-04

Евангелие от Луки: XII, 16-21 (Феоктист Игумнов)
Поделиться
655px-Khersones_mosaic_1

Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма 6 века. Херсонес. фото: unk \ V. Vizu

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 16-21.

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

 

Комментирует иеромонах Феоктист (Игумнов)

Кто из нас может сказать, что имеет духовный опыт и вполне понимает законы духовной жизни? И кто может сказать, что строит свою жизнь, принимает решения имея в виду лишь эти духовные законы? Конечно, такие люди есть, но их ничтожно мало, а мы лишь ученики, мы лишь пытаемся узнать и понять эти законы, пытаемся поверить им, пытаемся понять, как их можно соединить с привычными нам законами видимого мира. В этом смысле мы ничем не отличаемся от непосредственных слушателей Христа Спасителя. Притчи, которые Он говорил, взывают к нашему здравому смыслу, к земному, человеческому — в узком смысле слова — опыту, для того чтобы, опираясь на него, мы были вынуждены признать справедливыми примеры, приведённые Спасителем из жизни, а потом принять те духовные истины, которые за ними скрываются, но которым наша душа воспротивилась бы, если бы они были изложены открыто и просто, без житейских примеров.

Славянский текст услышанного нами евангельского чтения звучит более рельефно, так, русская фраза «у одного богатого человека был хороший урожай в поле» звучит по-славянски как «человеку некоему богату угобзися нива». То есть к нему пришла удача, выпал счастливый случай. Очень часто в таких ситуациях люди впадают в беспечность, как и этот приточный богач, который обрадовался неожиданной удаче и стал строить далеко идущие планы. Единственной его заботой и головной болью было попечение о том куда деть это внезапное богатство, которое пришло к нему по счастливому стечению обстоятельств. В данном ему Богом урожае он видел лишь гарантию своего безбедного существования, лишь причину спокойной уверенности в собственном будущем. У него не было понимания, что, по сути, всё в мире принадлежит Богу, у нас нет и не может быть чего-то лично своего, чего-то заслуженного, такого, что останется навсегда с нами. Всё, что попадает нам в руки, всё, чем ежедневно пользуемся, принадлежит Богу и дано нам во временное управление. Рано или поздно, но мы расстанемся абсолютно с каждой своей вещью, с каждой своей копейкой. И в том, как мы управляем вверенной нам собственностью Бога, нам придётся дать ответ. На осознании этого факта строится, к примеру, монашеское учение о хранении совести к вещам, то есть восприятие небрежного и небережливого отношения к имуществу как греха, от которого надо уклоняться. Один из наших весьма успешных обеспеченных современников однажды высказал замечательную мысль о том, что он ощущает себя простым стрелочником, в задачу которого входит перенаправлять и распределять данные ему Богом финансовые потоки. Для этого человека сказанные им слова не были лишь красивой метафорой, он действительно живёт очень скромно, но при этом оказывает большую помощь громадному количеству людей. Именно так, как стрелочник и должен был ощущать себя богач из христовой притчи. Но у него не хватило для этого веры, той веры, которую можно определить как осознание собственной зависимости от Бога. Ошибка его стала трагической. Постараемся же не повторять её и помнить слова Христа о совершенной бесполезности того имущества, которым мы не готовы делиться с нуждающимися.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (28 оценок, в среднем: 4,75 из 5)
Загрузка...