2016-12-03

Евангелие от Луки: IX, 57-62
Поделиться
772px-Giovanni_Bellini_016

Преображение
(Джованни Беллини, 1480—1485).

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 57-62.

57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Говорить человеку о том, что он с чем-то не справится, о том, что у него на что-то не хватит сил бывает очень непросто. Неловким словом можно навсегда оттолкнуть или и вовсе раздавить человека. Ещё сложнее указать на какую-то ошибку. Или на грех. Сегодня в евангельском чтении Христос Спаситель Своим собственным примером показывает каким должно быть обличение: не переходящим на личность, оно должно заставлять задуматься, человек должен сам увидеть себя со стороны, увидеть, хватает ли у него сил и умения, есть ли в нём решимость. При этом Христос честен. Он не говорит обидных и резких слов, Его слова заставляют по-новому взглянуть на себя, увидеть себя со стороны. И в этом смысле очень показателен ответ первому из сегодняшних евангельских собеседников Христа. Этот человек хотел идти за Христом, стать Его учеником, но простые слова о том, что Христос не может обещать Своим последователям даже самых простых бытовых удобств заставляют этого человека навсегда уйти со страниц Евангелия. При этом Христос не говорит ни да, ни нет, Он ничего не говорит по сути вопроса. В житии преподобного Варлаама Хутынского, святого, имя которого когда-то на Руси было не менее известным, чем имя преподобного Сергия Радонежского, есть один очень интересный эпизод. Братия монастыря, который основал преподобный Варлаам и в котором он был настоятелем, во время рыбалки поймали вместе с мелкой рыбой довольно крупную, настолько крупную, что её можно было бы выгодно продать. История умалчивает о том, хотели ли они вырученные с продажи деньги оставить себе или же они хотели принести их игумену и отдать в общую монастырскую казну. Но это и не важно, важен тот факт, что они решили продать крупную рыбу без уведомления преподобного Варлаама и без его благословения. С монашеской точки зрения это серьёзный грех, это самоволие, абсолютно недопустимое для монахов. Когда братия принесли показать улов преподобному, само собой, без той самой крупной рыбы, святой Варлаам не стал прямо говорить своим монахам, что они согрешили обманом и непослушанием, он лишь с улыбкой посмотрел на принесённую ими мелкую рыбу и сказал: «Вы принесли мне детей. А где же их мать?» Этих слов было достаточно, братия увидели свой грех и раскаялись в нём. Но при этом преподобный Варлаам поступил так, как поступал Христос: он обличил, но не сделал при этом больно тем, кто нуждался в этом обличении. Помоги же и нам, Господи, всегда сохранять уважение к человеческому достоинству согрешающих!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (42 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...