2016-11-23

Евангелие от Луки: XII, 48-59 (Павел Великанов)
Поделиться
472px-Christ_Pantocrator_Deesis_mosaic_Hagia_Sophia

Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Святой Софии, Константинополь. Вторая четверть XII в.

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 48-59.

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:
53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;
55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.
56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

В сегодняшнем чтении есть несколько планов, но все они объединены единой идеей – идеей суда и разделения. Ключевая фраза Спасителя – «огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» Именно через эту фразу следует смотреть на суровые для еврейских ушей слова Христа о грядущем неизбежном разделении даже внутри семей – ведь для любого иудея мир в семье, гармоничные и добрые отношения между родными – первичная ценность.

Что же это за огонь, столь категоричный и неуступчивый, совершенно неполиткорректный и не дипломатичный? Ответ нам даёт один из древнейших аграфов – изречений Христа, не попавших в евангелия, но сохранившихся в других литературных памятниках и произведениях искусства. «Кто близ Меня – говорит Господь – тот близ огня; кто далеко от Меня – тот далеко от Царства!» Природа огня как стихии – очень опасная. Он способен превратить в прах и пепел что угодно – но и без него жизнь перестаёт быть полноценной. Неспроста огонь как одна из базовых мировых стихий была в особом почёте в архаической религиозности: ведь именно огню поручалась исключительная миссия – быть переносчиком, посредником между миром видимым и невидимым, Божественным. Именно сожжение жертв как явное поглощение какой-то иной, нездешней стихией, воспринималось древним человеком как вхождение Божественного в земное.

Но огонь – стихия не только поглощающая, но и очищающая. В нём сгорает то, что не выдерживает его жара – зато остающееся очищается от примесей и становится принципиально иного качества. Без огня не выплавить из руды металл; без жара не приготовить вкусный хлеб. Говоря о Себе Самом как об огне, Спаситель сразу же отметает саму возможность какого-то двойственного понимания. Он – «истина в последней инстанции», Он – не какое-то «тепленькое и мяконькое» нечто религиозненькое, а весьма конкретное и категоричное содержание. Опасное своей категоричностью содержание! Если ты принимаешь Христа – будь готов принимать удары, которыми только и будет выковываться твой дух – но зато и градус жизненной теплоты будет существенно выше. Если боишься этой однозначности христианства – никто принуждать не будет, но и не обижайся, если совсем замёрзнешь душой и заледенеешь.

Спаситель говорит, что Он томится в ожидании, когда же Он будет «погружён в страдания» – именно таков смысл слов о будущем «крещении». Только через Крест и добровольно принятую смерть, только через Славное Воскресение может войти этот Божественный очищающий и обновляющий огонь в человеческое бытие. Но войдя однажды – этот Огонь уже не исчезнет никогда.

Вот почему в наших храмах и домах по сей день – не светодиодные энергосберегающие свечки и лампочки в лампадах, а живой огонь как напоминание о Живом Боге – огонь опасный, требующий ухода и внимания, но и согревающий; подлинный, настоящий – а не стерилизованный и обезопасенный. Каждая горящая свеча – не просто жертва Богу, но и напоминание нам, что Бог – огонь, и наша задача – научиться зажигать свои сердца от Него. Если вокруг нас холодно и неуютно окружающим, если слова поддержки замерзают, не успев родиться на устах, если нами овладевает презрение и безразличие – значит, мы оказались на самой периферии отношений с Богом, какими бы обрядами и символами ни окружали себя.

Дай же, Господи, каждому из нас ощущать почаще действенность Твоего Божественного огня – той самой благодати Святого Духа, просвещающей и очищающей наши сердца!

 

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (49 оценок, в среднем: 4,86 из 5)
Загрузка...