2017-04-07

Лк., I, 24-38. (о. Стефан Домусчи)
Поделиться

Лк., I, 24-38. (о. Стефан Домусчи)

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Ни одна религия или философская школа в истории не обошла вниманием тему страданий и невзгод, которые наполняют человеческую жизнь. И действительно, даже беглый взгляд на окружающую действительность позволяет увидеть, что жизнь сложна, полна болезней и немощей. Это не какое-то сознательное искажение, ведь даже самый мудрый автор Ветхого Завета – царь Соломон, говорит, что все есть сует сует и томление духа. И как бы человек ни вел себя, чтобы ни делал – всё заканчивалось старостью и смертью.

И именно потому, что старость и смерть воспринималась людьми как последняя правда о мире, сегодняшний праздник так радостен и светел. Ведь праздник Благовещения – это праздник надежды, праздник торжества жизни. Праздник, в который Бог открывает нам свой замысел, свою любовь и жертвенность. В этом празднике мы видим, что беспробудная ночь смерти, царствующая над человеком, закончится светом пасхальной победы. В его свете жизнь человека, бывшая до этого «бытием к смерти» – освещается, осмысливается, наполняется глубокой и непобедимой, ничем непреодолимой радостью. Неслучайно, что призыв, с которым архангел Гавриил обращается в сегодняшнем Евангелии к деве Марии: «Радуйся, Благодатная Господь с тобою»! И хотя эти слова сказаны архангелом в первую очередь Марии, в тоже в ее лице они сказаны всему человечеству. Тому человечеству, которое унывало и падало под гнетом греха и смерти. Радуйся Благодатная – ты обрела благодать у Бога, и это значит, что Бог не оставил человечество, значит, что у всех есть надежда.

Конечно, эта надежда – не обязанность, но дар. Люди, которые не хотят принимать дара, живут прежней жизнью и умирают прежней смертью. Кто-нибудь может сказать: «Как будто христиане прежней смертью не умирают»? Христиане, конечно, умирают, но не прежней смертью! Рожденный от Марии Христос – своей смертью побеждает нашу разобщенность с Богом и хотя став христианином человек не станет биологически бессмертным, он становится бессмертным духовно. В том смысле, что самая страшная смерть – это разлучение человека и Бога, оказывается побеждена.

Но всей этой победы не было бы, если бы не было Марии и ее свободной воли. Поэтому чтение сегодняшнее не только о любви Бога к человеку, но и о человеке, желающем быть спасенным.

Нас не должно смущать, что Мария спрашивает ангела как это будет, когда она не знает мужа. Дело в том, что она дала обет девства, который не могла нарушать. Поэтому и говорит ей ангел: Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя». То есть тот Бог, которому ты дала обет принимает его и благословляет тебя на материнство.

Мария ничего больше не спрашивает не уточняет, не ставит условий. Она лишь говорит «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». На первый взгляд это простые и ничем не примечательные слова. Но в них включена величайшая правда о человеке, правда о его свободе и важности этой свободы перед Богом.

Он начал творение этого мира словами «да будет свет». И вот сегодня мы слышим слова Марии, которые есть человеческий ответ на Божий призыв. Это и есть настоящее соработничество, проявление того образа Творца, который Господь даровал каждому из нас.

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (11 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...