2016-11-10

Евангелие от Луки: XI, 14-23 (Павел Великанов)
Поделиться
Christ_pantocrator_daphne1090-1100

Иисус на мозаике XI века.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 14-23.

14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ситуация, о которой повествует нам сегодня евангелист Лука – очень непростая. Слава Иисуса как целителя и экзорциста – то есть человека, умеющего изгонять злые духи – растёт с каждым днём. При этом Спаситель никак не вписывается в стандартные представления о бродячих проповедниках-заклинателей, которых в то время было предостаточно. Он слишком сильный – и слишком внутренне свободный. Он не говорит политкорректные вещи, Он не подстраивается под мнения окружающих – но при этом Его нельзя и уловить в слове: вроде бы всё Он говорит правильно – но глубинное отторжение Его растёт в душах религиозной еврейской элиты. Они нутром понимают, что Иисус – не их породы, Он – чужой, Он – не «их человек», при этом формально к Нему придраться не за что. Откровенно плохого или греховного Он ничего не делает: напротив, помогает людям, говорит высокие и правильные слова. Находясь в столь затруднительном положении, иудеи переходят к откровенной клевете – о которой мы и слышали в начале сегодняшнего чтения. «Он изгоняет бесов не Божьей силой, а бесовской!» – восклицают иудеи. Обвинение более чем серьезное. Примерно то же самое, что сказать на известного и любимого народом духовника, что он – тайный колдун, маг и вообще сатанист и масон. Но на такую клевету Спаситель совершенно не обижается, а отвечает вполне понятным примером. Как может сохраниться государство, если в нём началось разделение, идёт гражданская война? Никак. Возможно ли представить, чтобы демоны зачем-то стали воевать друг с другом? И тут же Иисус приводит ещё один очевидный аргумент, обращённый прямо к обвинителям: а ваши собственные сыновья, которые заклинаниями отгоняют демонов – тогда тоже действуют силой дьявола? Вы и им готовы сказать то же, что и Мне?

И далее Спаситель приводит краткую притчу о совершенно житейской ситуации, связанной с охраной имущества. Пока в доме есть вооружённый сторож – жилище неприступно. Но если на него нападёт более сильный и обезоружит и свяжет – охранник уже не в силах помешать: всё его оружие будет отнято. Понятно, что  здесь речь идёт о враге рода человеческого – диаволе – который держал всех людей под своей властью, словно в темнице. Но когда приходит «сильнейший его» – то есть Сам Бог, Творец всяческих, ставший человеком – но при этом не утративший Своей Божественной Силы – диавол оказывается скован, обездвижен: он более ничего не может удерживать своей прежней властью.

Завершается чтение категоричными словами: «Кто не со Мною – говорит Спаситель, тот против Меня, и кто не собирает со Мною – тот расточает!» По отношению ко Христу не может быть позиции «нейтралитета» «в ряду прочих» исторических персон: Он либо принимается – со всеми вытекающими из этого последствиями, либо – отвергается. Христа невозможно просто «принять к сведению»: Его можно либо категорически отвергнуть – в любой форме – как миф, как чью-то фантазию, как безумца, – либо полюбить и захотеть познакомиться поближе. Если вы узнаёте, что кто-то ценой собственной жизни вытащил вас, утопавшего, из воды – вы не можете эту информацию просто «принять к сведению». Вы можете, конечно же, придумать свой миф, объясняющий, почему это на самом деле не так, почему он сам полез в воду, когда его никто об этом не просил – но всё это будет лишь жалким оправданием вашей неспособности принять чужую и совершенно бескорыстную любовь. Если евангельское свидетельство о том, что для каждого из нас сделал Иисус Христос, никак не цепляет наше сердце – это может значить только одно: рядом с нами стоит хорошо вооружённый и обученный сторож, который не позволяет, чтобы к нам проникло нечто, могущее помочь нам выйти из-под его контроля. Есть над чем задуматься!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (38 оценок, в среднем: 4,89 из 5)
Загрузка...