2016-10-27

Евангелие от Луки: IX, 7-11 (Стефан Домусчи)
Поделиться
Евангелие от Луки: IX, 7-11 (Павел Великанов)
Поделиться
447px-Folio_168v_-_The_Feeding_of_the_Multitude

Насыщение 5000 народа пятью хлебами.

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 7-11.

7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Не секрет, что к религиозным идеям можно относиться по-разному. Не только в советские годы, но и сегодня, можно увидеть в храме людей, которые заходят держа руки за спиной, рассматривают иконы и фрески, могут поинтересоваться историей и особенностями архитектуры храма, но при этом вряд ли заинтересуются вопросами веры… Входя в храм как в здание, они не готовы войти в Церковь, и относятся к ней как к культурному артефакту. Она интересует их в той же мере, в какой нас интересует прялка в старой избе, народный костюм на участнике этнографическго ансамбля и прочие явления старины. Иногда, такие люди задают вопросы о Боге или каком-то аспекте жизни в Церкви, но независимо от буквального смысла того, о чем они говорят, зачастую интонационно вопрос звучит одинаково: «Неужели вы в это верите?».

И все же, не стоит представлять духовный мир таких людей как примитивный. Если люди не говорят на вашем языке или не считают возможным для себя ориентироваться в поиске истины только на ваши ощущения – это не значит, что их духовный мир хуже. Все способности, и  к вере, и к нравственному подвигу, и к добрым делам. Все это есть в каждом человеке. И все же, наша жизнь складывается настолько по-разному, что посмотри мы на нее беспристрастно, мы увидим, что очень многое из того, что у нас есть, дано нам не потому что мы лучше или более приспособлены к вере. Наше воспитание, душевная организация, встречи по жизни с теми или иными людьми,  – все это от нас почти не зависит. Исходя из этого, многие церковные авторы говорили о том, что Бог будет судить нас учитывая обстоятельства, в которых мы жили.

И в то же время, несмотря ни различные жизненные позиции, несмотря на то, что исходные положения у всех разные, никто не сможет сказать что в его жизни не было ситуации, в которой он не делал бы сознательного выбора, перед лицом собственной совести, перед лицом пусть и неведомого пока Бога.

В чтении, которое мы услышали сегодня, Ирод, глава Галиллеи услышал весть об Иисусе. Если взять все евангельские упоминания о нем, он окажется человеком, хотя и безнравственным, но не лишенным некоторой склонности к рефлексии и внутренним переживаниям. Именно так ведут себя многие современные люди. Будучи воспитанными в полу-религиозном духе, они не находят в себе сил, чтобы победить грех, но иногда задумываются о вечном. Но какова цена этой задумчивости, если человек внутренне понимает, что не хочет идти к Богу?

Кто же это такой? – говорит Ирод. Но для него это праздный интерес, он не собирается прекращать грех, чему свидетельством является смерть Иоанна Крестителя.

Ирод ищет увидеть Христа, но на этот праздный интерес Тот отвечает уходом в пустое место близ Вифсаиды. Неверующий Ирод не может встретиться со Христом не потому что он грешник, ведь Спаситель постоянно встречался с грешниками. Проблема Ирода в том, что внутренний выбор он уже сделал, и все поиски Христа – лишь праздное любопытство.

В то же время, в своей простоте, обычные люди идут за Христом и Он принимает их. Он не беседует о Царстве с пустословами, но лишь с теми, кто действительно ищет Его.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Ключевое слово сегодняшнего чтения – это недоумение, состояние растерянности, отсутствия понимания, где же выход из сложившейся ситуации. Обилие чудес, совершаемых Иисусом, и с каждым днём Его растущая слава как проповедника и яркой личности, рождают смущение не только в сердце четвертовластника Ирода, но и многих других – как именитых, так и безвестных современников.

Казалось бы, чему тут смущаться? Мало ли какие появляются харизматичные личности – тем более, что для Иудеи, жившей предвкушением скорого явления Мессии, это было нормой: каждый год кто-нибудь да и объявлял себя долгожданным Мессией, собирал вокруг себя  людей, побуждая их к открытию мессианской эры и выступлению против оккупантов. В чем же причина этого смущения, которое охватило Ирода настолько, что он – при всей своей практически безграничной власти в Иудее – не видел никакого иного выхода, кроме как лично встретиться с этим загадочным Иисусом и лицом к лицу понять, Кто же это на самом деле?

То, что это смущение было свойственно не только внешним, поверхностно знакомым с Иисусом людям, но даже и самым ближайшим ученикам, следует из прощальных слов, сказанных Спасителем на Тайной Вечери: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте», «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается!» (Ин. 14:1, 14:27). Откуда же у самих учеников появлялось это смущение, не поддаваться которому так настойчиво убеждает Христос?

Не так давно благодаря новейшим исследованиям в области нейрофизиологии приоткрылась одна из неожиданных сторон деятельности человеческого мозга. Хотим мы этого или не хотим, но наш мозг постоянно ищет определённости и предсказуемости. Причина этого вполне понятна: как и всё живое, мозг предпочитает экономить свои энергетические ресурсы – ведь всё запутанное и неопределенное надо потрудиться распутать и обозначить, а непредсказуемость ещё более энергозатратная – потому что рождает тревогу, а то и страх перед неизвестностью. Это состояние крайне дискомфортное, и человек ищет любые возможности, чтобы из него выйти.

Если вдумчиво почитать описание земной жизни Спасителя, как она изложена евангелистами, несложно заметить: Он не вписывается ни в какие стереотипы, привычные рамки или шаблоны поведения. Любая притча, рассказанная Им – всегда с неожиданной развязкой. Любое исцеление – с неоднозначным контекстом. Как только кто-нибудь из окружающих делал для себя вывод – а, ну да, теперь понятно, это точно пророк! – Спаситель тотчас разрушал эту казалось бы выстраданную оценку. Сердца учеников ликуют, когда Иисус наконец-то торжественно входит в Иерусалим в сопровождении толп народа –  они уже предвкушает, вот, сейчас начнётся: а Он, оказывается, в тот же день и уходит из него, так и не подняв народное восстание. И такие эпизоды в Евангелии – на каждой странице. И самое главное – когде ученики видят Иисуса висящим на Кресте в предсмертных муках – они уже вообще ничего не понимают, их смущение доходит до предела. Им становится совсем плохо.

Какой же выход из этого состояния смущения, когда  нас начинают одолевать помыслы, непредсказуемость будущего гнетёт, а неопределённость настоящего просто добивает? Ответ даёт Сам Спаситель: веруйте! Откройте двери души для веры как формы любви, вверенности, полной преданности в руки любящего и любимого Отца Небесного! Совершите этот поистине рискованный и очень мужественный прыжок веры в неизвестность – и почувствуйте всем своим естеством, что вы – не провалились в пропасть бездонной пустоты, но Кто-то вас крепко держит на своей могущественной – и по-человечески тёплой – ладони!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (51 оценок, в среднем: 4,86 из 5)
Загрузка...