2016-10-25

Евангелие от Луки: VIII, 1-3 (Павел Великанов)
Поделиться
Евангелие от Луки: VIII, 1-3 (Стефан Домусчи)
Поделиться
496px-Tizian_050

Тициан. “Не прикасайся ко Мне”.

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 1-3.

1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,
2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангельское чтение, которое мы сейчас слышали, в определённом смысле – уникально. Дело в том, что только евангелист Лука столь подробно упоминает о женщинах, которые ходили вместе со Христом и апостолами. Вообще при поверхностном взгляде на текст Евангелия может сложиться впечатление, что женщинам там уделяется несправедливо мало места: главные герои повествования, как правило, мужчины. Но стоит немного внимательнее всмотреться – и картина совершенно меняется.

Дело в том, что служение женщины, как правило, не особо заметно в принципе. Это мужчины – на передовой, они – сильные, умные, яркие, активные. А женщина – тем более, в традиционном обществе, где её главная роль вполне ограничивалась домашним очагом и воспитанием детей – почти как бы и не присутствует в жизни, так, где-то с края, и то не всегда заметна. Но как только она на самом деле уходит из жизни – открывается такая неподъёмная ни для какого мужчины глыба труда, ежедневных и совершенно неинтересных хлопот, душевной включенности и многообразных попечений – что начинаешь понимать: не всё так просто с этим незаметным служением женщин – которого, порой кажется, будто бы и нет вообще.

То, что спутницы Христа постоянно были в тени – ни в коей мере не умаляет величия того служения, которое они осуществляли. Это у апостолов голова шла кругом от сомнений, недоумений, ожиданий – Мессия ли Иисус – или только так показалось? будет ли он Царём Иудейским – или что-то другое задумал? И только эти женщины – причем не только простые, но и весьма благородные, из знатных сословий – однажды услышав Христа – полюбили Его и поверили Ему. И только они – остались плакать под истекающим кровью на Кресте Учителем, никуда не ушли, были с Ним до самого конца, снимая Его Пречистое Тело, обвивая пеленами и омывая своими безутешными слезами. И прежде всего им – этим женщинам – была дана честь стать первыми свидетелями Воскресения Христова – и возвестить всему миру, что любовь – сильнее самой лютой смерти!

Эта верность какой-то глубинной женственности, детской естественности и простоте восприятия, без попыток проанализировать всё происходящее, проанализировать, сопоставить риски и возможности – по факту оказывается сильнее и важнее даже самых утончённых интеллектуальных построений, которые мучительно рождаются в мужских головах. Если женщина любит – она просто знает, что она – любит, а вот на вопрос – почему, за что, как быть дальше – совершенно необязательно для неё знать ответ. Для этого есть Бог, Отец Небесный – вот пусть Сам и решает. А она – просто Его послушает. Именно поэтому в храмах женщин, как правило, больше, чем мужчин. Если женщина любит – она не может не служить любимому. Служить просто, буднично и ежедневно. Не тыкая его каждый день носом в то, как ей невыносимо тяжело и как много времени она потратила не на себя. Не попрекая каждым приготовленным куском – а радуясь от души, что есть кого накормить и утешить. Не выискивая достаточные обоснования для того, чтобы пожертвовать собой ради другого – потому что материнство – это самое существо её природы.

На самом деле, эти скупые строчки евангелиста – о жёнах, которые служили Христу – высшая похвала, которой не был удостоин ни один из апостолов. Как же важно помнить об этом нам, мужчинам, бесконечно загруженных своими великими свершениями и грандиозными планами! Надо остановиться, внимательно посмотреть вокруг, на всё то, что делают ради нас матери, супруги, сёстры, дети – улыбнуться им и просто от всей души сказать: какое же счастье, что вы есть на этом свете!

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Один из христианских философов как-то сказал, что тот, кто узнал истину и понял, что до этого ошибался… Тот не может жить, так как жил дальше. Он не может просто так видеть как живут без истины другие люди… Он желает всем рассказать и со всеми поделиться своей находкой. Не знаю, способен ли человек узнавший о каком-нибудь научном открытии так себя повести, но это очень похоже на поведение человека, поверившего в Бога и открывшего для себя религиозное мировоззрение. Традиционно этот период называется неофитством и бывает связан почти полной переменой мировоззрения. Это можно сравнить с тем, как если бы человек верил, что земля плоская и вдруг узнал, что она шарообразная. И это действительно не преувеличение, т.к. человек, например, от мыслей, что мир возник и развивался сам собой переходит к тому, что мир сотворен и развивается благодаря благой воле Творца. Но если одна часть религиозных идей не оказывает влияния на жизнь человека, от нее не зависит его поведение, его предпочтения в быту, то другая влияет именно на быт и жизнь, на отношение к людям и вкусы. Все это не какие-то теоретические вопросы и всякий, кто сталкивался с человеком пришедшим к вере, поймет, что речь о самой настоящей жизни. Вера может радовать человека, вселять в него надежду, делать его добрее и милостивее. Смотря на мир через призму веры, человек может в каждом окружающем видеть ближнего, который сотворен по образу божьему. Но вместе с тем, многие, подтвердят, что человек пришедший к вере может измениться не только в лучшую сторону. Напротив, он может стать нетерпимым, высокомерным, считать окружающих непросвященными и поучать всех свысока. Происходит все это потому, что становясь христианином человек может по-разному расставить приоритеты, не разобраться в том, что в христианстве важное, а что второстепенное и самое главное, он может не найти своего места в церкви.

Задумывались ли мы когда-нибудь, каково наше место в Церкви? Если Церковь наш дом, если мы в нем не чужие? Если Христос глава того тела, членами которого мы все являемся, то какова наша роль в жизни этого тела? Можем ли мы не только просить и брать, но так же и давать что-то? Все это очень важные вопросы, потому что воцерковляясь мы часто делаем акцент на вероучении, на личном благочестии, и, в то же время, совершенно забываем, что Христос от нас ждет не только этого. Учитывая, что священниками, церковными учеными, иконописцами или певчими не могут быть все, мы видим, что самый большой процент в храме именно тех, кто ничем специфически церковным не занимается, только молится, участвует в таинствах и старается не совершать грехов. Но ведь Христос ждет от нас не только этого!  Каждый из нас крестившись стал частью Его тела и значит вместе с Ним мы должны делать дело Божье в мире.

Кто-то может спросить, не слишком ли громко сказано? Нет, совсем не слишком. Другое дело, что представления об этом деле, к которому мы призваны у нас зачастую очень узкие. Не неправильные, а именно узкие. Нам кажется, что дело Божье в мире – проповедь и разъяснение вероучения, совершение спасительных таинств, а так как все это делается священниками, остальные остаются без всякого своего дела в Церкви, они пассивны и довольно быстро привыкают, что в церкви они должны только ходить на богослужения и молиться дома.

И вот сегодняшнее Евангельское чтение, такое простое и короткое как раз показывает нам, что тот, кто не может проповедовать, не может совершать богослужения, не может совершать таинств, все равно может служить Богу и ближним. Служить не только, а иногда и не столько своим имением, сколько своими силами и способностями.

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (50 оценок, в среднем: 4,88 из 5)
Загрузка...