2017-10-20

Лк., 32 зач., VII, 31-35 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться
310px-Spas_vsederzhitel_sinay

Христос Пантократор
(одна из древнейших икон Христа, VI век, монастырь Святой Екатерины.

Лк., 32 зач., VII, 31-35 (иером. Феоктист Игумнов)

31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?
32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Святитель Филарет Московский в одном из своих великолепных слов писал: «Мир есть коловратный круг; наша душа есть образ троичного божественного единства. Круг, положенный в треугольник, не может занять всего пространства, так целый мир не наполнит души человеческой; не осмелимся решить, больше ли в сем гнева карающего или вразумляющего. Милосердия дело есть то, что человек поставлен среди таких опасностей; только мы должны признавать в сем состоянии нашем вместе и наказание и указание» (Слово в день Рождества Богородицы). Святитель Филарет с помощью геометрической аналогии показал причины нашей постоянное неудовлетворённости. Как Бог превосходит созданный Им мир, так и человеческая душа превосходит все видимое и потому не может им насытиться.

Современники Христа Спасителя были такими же людьми, как и мы. Если их восприятие мира отличалось от нашего в силу разного рода причин, то их души имели те же самые наклонности, что и души современных людей. Не удивительно, что им все не нравилось. Им не нравился Иоанн Предтеча, они видели в нем изъяны и ставили ему в вину нарочитый, как им казалось, аскетизм. Самого Христа они обвиняли в отсутствии аскетизма. И вряд ли древние израильтяне смогли бы внятно объяснить самим себе, каким должен быть посланный Богом человек. За свою немалую историю они видели самых разных пророков и праведников, но им они тоже не нравились: практически все пророки прожили непростую жизнь, полную людского непонимания и отторжения, итогом же их жизни чаще всего была насильственная смерть. Нечто подобное, только, конечно, не в таком масштабе, происходит и сегодня. Нам тоже редко нравятся люди. Нет человека, в котором бы мы не видели изъяна и которого не могли бы «разобрать по косточкам».

Такое отношение друг к другу — следствие все той невозможности насытить душу видимым миром, о которой замечательно и ярко сказал святитель Филарет Московский. Неудовлетворённость тем, что мы имеем, бесконечное иррациональное стремление обладать все большим и большим, неприязнь к тем, кто нас окружает и мечты о каком-то другом обществе говорят об одном: человек не хочет войти в общение с Богом; не хочет, а потому и не может. И потому вопрос Христа Спасителя сохраняется: кому подобны люди рода сего? Кому можно нас уподобить в том случае, если нас не устраивает наше окружение? Христос не только ставит вопрос, Он даёт и ответ: такие люди подобны плаксивым детям, которые хотят одновременно играть и спать, на ручки и пить, купаться и мазаться кремом для обуви. Помоги же нам, Господи, вырасти в полную меру человеческого совершенства!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (97 оценок, в среднем: 4,93 из 5)
Загрузка...