2016-10-13

Евангелие от Луки: VI, 12-19 (Дмитрий Барицкий)
Поделиться
Евангелие от Луки: VI, 12-19 (Павел Великанов)
Поделиться
vAct0232Dore_TheApostlesPreachingTheGospel

Гюстав Доре. Апостолы проповедуют Евангелие.

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 12-19

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Сегодня мы услышали о том, как Спаситель выбрал себе в помощь двенадцать человек. Их называют апостолы. С греческого это переводится как «посланники». Апостолы стали ближайшими последователями Христа, а после Его смерти, воскресения и вознесения продолжили дело Учителя и заложили основания христианской Церкви по всей Римской империи.

Ближайших учеников Христа было двенадцать. Почему именно такое число? Дело в том, что еврейский народ был очень неоднороден. Он состоял из двенадцати кланов или, как еще говорят, колен. Несмотря на существующие между ними различия, все вмести они составляли единый Израиль. Священное Писание постоянно подчеркивает, что это был не простой народ, но народ Богоносец. Господь создал его от бесплодного старца Авраама для особой миссии. Именно Израиль среди языческого безумия должен был сохранить веру в истинного Творца Вселенной. Более того, именно из недр Израильского народа должен был произойти Мессия. Тот, при Ком на землю придет Царство Небесное. Евреи верили, что во времена Мессии Израиль перестанет быть просто одной из семитских наций. В Его состав войдут все народы земли. Точнее все те, кто захочет стать участником царства Бога.

Избрав двенадцать человек, Христос как бы еще раз подчеркивает: Я и есть тот самый Мессия, Которого вы ждете. Я пришел, чтобы основать Свою Церковь, которая на самом деле есть новая нация, новый Израиль. А мои двенадцать учеников будут основателями новых кланов, которые выдут за границы еврейского народа и включат в себя все народности земли.

Что же уникального было в этих двенадцати? Почему именно их Господь выбрал для такой высокой миссии? В том то и дело, что ничего. Они были простые, заурядные люди. Среди них не было ни выдающихся писателей, ни ученых, ни политиков, ни философов. Это были самые типичные представители еврейского народа. Это и поражает. Ведь своей горячей проповедью они смогли перевернуть весь мир.

Привлекает внимание не только это. Христос собрал вокруг Себя людей, которых объединял лишь факт принадлежности к еврейскому народу. На этом сходство между ними заканчивалось. В иной ситуации некоторые из них могли бы даже стать заклятыми врагами. Так, например, апостол Матфей был мытарь, то есть собирал налог со своих соотечественников в пользу римских оккупантов. В глазах многих иудеев он был предателем. В то же время Симон был зилотом, то есть ревнителем. Как бы мы сейчас сказали, националистом. Зилоты боролись за чистоту веры и нации. Они презирали таких как Матфей и даже убивали их, как приспешников власти Рима. Однако эти двое, как и все остальные, стали братьями во Христе.

Все это яркое свидетельство того, как в нашей жизни действует Дух Божий. Во всем, к чему Он прикасается, просыпается неиссякаемый источник энергии. Полуграмотные евреи обращают в свою веру великую империю, вчерашние враги становятся самыми близкими людьми. Для нас это важное напоминание о том, с чего следует начинать любое свое дело. За что бы мы ни взялись, первая наша мысль всегда должна быть о Боге, а первое слово – слово молитвы. Только в этом случае даже самые бесперспективные с человеческой точки зрения начинания могут иметь поразительный успех.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Наверное, каждый из нас когда-либо встречался с человеком, о котором можно смело сказать: какой же он сильный! Конечно, не в смысле физической силы. Речь здесь о чем-то совершенно другом. С сильным человеком ты чувствуешь себя спокойно, уверенно, ты можешь на него опереться, знаешь, что он не подведёт. Но о такой ли силе говорит нам сегодня евангелист Лука?

Итак, от Христа явным образом для окружающих исходила некая сила, которая исцеляла тех, кто к ней прикасался. Очевидно, эта сила была вовсе не тождественна вышеописанной нами человеческой силе: это была сила Бога, скрытая под завесой обычного тела.

Для нашего сознания факт присутствия Живого и Действенного Бога в виде обычного человека принять крайне трудно, если не почти невозможно. Целый букет ересей, который появился в первые века христианства, связан был именно с попыткой хотя бы каким-то внятным образом описать, как могли Бог и человек стать нерасторжимым единством. Но сколько ни бились лучшие умы того времени – всё равно объяснить ничего не удалось. Благодаря противостоянию еретическим взглядам стало немного понятнее, точнее, понятнее, как нельзя говорить об этом удивительном союзе – ни Божество, ни Человечество не утратили своих свойств, они неразлучны, они не поглощают одно другое, их невозможно разделить. Но все эти «не» – не более чем границы, за которые нельзя выходить – но а что же в середине – так и остаётся неприступной Божественной Тайной.

Вполне можно понять современников Христа, которые совершенно не понимали, что за Человек перед ними: но они видели, что Он – носит в Себе какую-то невероятную силу, силу целительную, силу созидательную. С одной стороны, в этом не было ничего сверхъестественного для сознания античного человека – близость духовного мира, способность человека входить в общение с этим миром была для всех очевидностью: еще не было всеобщего морока рационализма, люди мыслили не гносеологическим теориями, а практикой жизни. Но, с другой стороны, во Христе этой силы было необыкновенно много: Он не «экономил» её, Он раздавал её направо и налево – и – что вообще непонятно – её на всех хватало в избытке. Складывалось впечатление, будто бы Он был связан с неисчерпаемым источником силы – и сколько бы её не было отдано другим, меньше её не становилось.

При этом, конечно же, во всех чудесах и исцелениях, совершаемых Христом, почти никогда не было каких-то явных внешних проявлений: вспышек молний, сотрясения земли, громыханий ясного неба. Всё совершалось предельно скромно – и максимально эффективно. Всё было покрыто безграничным Божественным смирением.

Сегодня у каждого из нас есть возможность прикоснуться к Тому же Самому Христу, и Его действенной силе, о которой мы сегодня говорим. Это – Таинство Божественного Причащения, когда мы принимаем под видом хлеба и вина – Его Пречистые Тело и Кровь. Да, точно также, как это было во дни Его земной  жизни – люди видели человека – а получали действие силы Живого Бога. Также и мы, видим и вкушаем хлеб и вино – но по сути принимаем в себя Самого Христа, становимся с Ним единокровными и единотелесными. Ведь Его Воскресшее Тело – и такое, как у нас, и совсем не такое: оно проходит сквозь стены, над ним не властны ни время, ни какие-то другие материальные ограничения, оно может есть – но в пище уже не нуждается, оно не болеет и не умирает – и в то же самое время это то самое Его Тело, Которое было прибито однажды ко Кресту и положено во гроб. Как это может совмещаться – для нас пока непостижимо. Да и надо ли это нам столь подробно разбирать? Гораздо важнее научиться так жить, чтобы всякий раз, причащаясь, мы становились всё чище и прозрачнее для действия Христа в нас, чтобы с каждым разом Он Сам входил в нашу жизнь как желанный и долгожданный Любимый Гость, чтобы Он Сам выправлял кривизны и огрехи нашей души!

Помоги же нам, Господи, полюбить регулярно причащаться, чтобы и здесь, на земле, и после нашей смерти – всегда быть неразлучно с Тобой!

 

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (33 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...