2016-10-03

Евангелие от Луки: III, 19-22.
Поделиться
438px-Mosaikikon_Bode_Berlin_2

Мозаичная икона Спасителя. 1100—1150 гг., Берлинский музей Боде.

Евангелие от Луки, Глава 3, стихи 19-22

19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,
20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Почему, зачем Господь Иисус Христос пошёл креститься к Иоанну Пророку? Этот вопрос всегда волновал отцов Церкви и церковных мыслителей. Мы знаем, что иоанново крещение было крещением покаяния и мы исповедуем, что Христос Спаситель не имел никакого греха. Какова же была цель Его визита на берег Иордана? Ведь нельзя заподозрить в поступках Воплотившегося Бога бессмысленных и, тем более, показных действий, в Его поступках не может быть того, что сегодня принято называть пиаром!

Очевидно, что в земной жизни Спасителя мира, как и в жизни всякого человека, были свои этапы и свои переломные моменты. Самый яркий и значимый переломный момент — Его выход на общественное служение, выход на проповедь по достижении Им тридцати лет. Крещение было тем переломным моментом, которые разделил жизнь Богочеловека на «до» и «после». Возможно, крещение Ему было необходимо как некое благословение от старшего, то есть Иоанна Пророка. Вместе с этим, ряд толкователей полагают, что Христу было необходимо некоторое удостоверение, некое свидетельство того, что Он есть Миссия. Но с этим мнение трудно согласиться, ведь евангелисты описывают Христа как Человека, Который чётко знает, что делает, который неукоснительно идёт по пути, предначертанному для Него Отцом. Это осознание не пришло к Нему в какой-то определённый момент: оно с самого начала Ему присуще. Уже двенадцатилетнем мальчиком Он уверенно говорит о Боге как о Своём Отце, о храме как о месте, которое принадлежит Его Отцу. Непоколебимое стремление исполнить волю Отца приводит Его на Иордан. То же стремление приведёт Его через несколько лет на Голгофу. Собственно, путь на Голгофу, путь к кресту и страданиям начинается именно здесь — на Иордане. Крещение не было необходимо Господу Иисусу Христу, Его крещение необходимо нам. Именно как прообраз Его крестной смерти понимала крещение ранняя Церковь, о Своих страданиях и смерти Христос говорит как о крещении. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что не Христос нуждался в крещении, а само крещение имело нужду в силе Христовой. Силой Христовой сегодня крещение возрождает людей к новой жизни. Силой Христовой крещение даёт возможность следовать по пути Христа, быть с Ним, не уклоняться в ту или иную сторону. Сила Христова делает крещальную купель местом, которое освобождает человека от диктата страстей и дарит свободу действовать в нравственной сфере так, как желает действовать сам человек. Все те неправильные, неверные, ошибочные пути, которые мы зачастую выбираем уже не следствие диктатуры падшего злобного духа, они лишь проявление наших собственных слабостей, невежества, лени, нехватки решимости и веры. Христово крещение, Его страдания, смерть и воскресение сделали нас свободными. Они дали свободу пребывания с Богом, они освободили от необходимости разлучаться с Богом после физической кончины, они даровали личное бессмертие. Воспользуемся мы этой свободой или нет это уже наш собственный выбор, который приходится делать ежеминутно. Постараемся же не ошибаться с выбором и твердо стоять в богодарованной нравственной свободе!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (40 оценок, в среднем: 4,85 из 5)
Загрузка...