2017-01-18

Лк., III, 1-18 о. Стефан Домусчи
Поделиться

Jesus_Christ_Pantokrator_II_mw9Лк., III, 1-18 о.Стефан Домусчи

1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,-
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении есть очень красивый образ. Словами пророка Исаии говорится о том, что вся природа встречает Господа и делает путь Его прямым: долины наполняются, горы и холмы понижаются… выпрямляются кривизны и дороги делаются гладкими. Это не только и не столько образ земли, которая отвечает на Божественный приход, это образ человеческой души, которая должна измениться перед этой встречей. Долина наполняется, значит в человеке чего-то недоставало, гора понижается – значит нечто было лишним, кривые дороги вполне могут означать, что человек лукавил в сердце своем. И как природа отвечает на пришествие Божее изменением, так люди в реальной истории отвечают покаянием и переменой. И действительно, к Иоанну приходят самые разные сословия и ищут у него научения. И первое с чего он начинает – это истина о том, что перед Богом ничто кровное родство, если нет родства духовного. И ведь это сказано людям, которые все время кичились своим происхождением от Авраама. Но оказывается и думать нельзя, что это станет гарантией чего-то существенного. Но что же может быть значимо, перед встречей с Богом?

Ответ Иоанна прост: достойный плод покаяния. Причем под этот – это не простая психологическая установка «Я был безнравственным, а теперь хочу стать праведным». Нет, это настоящая перемена самой жизни. И первое с чего она начинается – увидеть ближнего в неимущем, который стоит рядом, одеть и накормить его. Поразительно, но он не обличает мытарей за саму их работу, как не обличает и воинов: собирая налоги не берите лишнего, не отбирайте силой и довольствуйтесь своим жалованием, – говорит он.

Настраивая людей на новую жизнь и подготавливая их к встрече с мессией, он, в то же время, говорит, что его крещение – это крещение водой, которое лишь приуготовляет человека к большему, к крещению Духом Святым. Приводя жизнь людей в норму с точки зрения норм ветхозаветных, он показывает, что они не вершина, что важно будет пойти дальше, когда придет Христос.

Не только тогда, но и в наше время, люди ищут спасения и интересуются религией. Ее связывают с духовностью, с некоторым особенным духовным опытом, особыми переживаниями. Однако, приходя в храм и стремясь с тому, что дает вера, нередко забывают, что прежде жизни духовной, необходима жизнь нравственная, и прежде чем стремиться желать обожиться, надо очеловечиться.

 

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (57 оценок, в среднем: 4,88 из 5)
Загрузка...