2017-10-17

Лк., 27 зач., VI, 37-45 (иером. Феоктист Игумнов)
Поделиться

3Лк., 27 зач., VI, 37-45 (иером. Феоктист Игумнов)

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Христос Спаситель сказал об осуждение предельно чётко и понятно. В Его словах нет темных мест, их невозможно понять каким-то другим способом. Но что самое замечательное, в Его словах нет никаких оговорок, которые позволяли бы выносить суждение о других людях при определённых обстоятельствах. Он не говорит: не судите, и не судимы будете, но если видите что-то вопиющие, то немного осудить можно.

Но при всей прозрачности слов Христа, мы не можем избежать вопроса: а как исполнить заповедь о неосуждении на практике? Да и где грань между осуждением и тем, что мы зачастую называем рассуждением? Христос не оставляет эти вопросы без ответа. Он рисует невероятную и, можно сказать, абсурдную картину с двумя слепыми людьми, которые вышли на совместную прогулку, которые идут и направляют друг друга. Эта прогулка неизбежно закончится если и не трагическим, то, как минимум печальным финалом. Связь между человеком, который судит другого и слепцом очевидна. Осуждение — это всегда недостаток информации, это всегда определённого рода слепота. Именно в этом ключе осуждение трактует, к примеру, авва Дорофей в своих душеполезных поучениях. Он приводит массу самых разных примеров, которые доказывают одну простую мысль: никто не может знать всего о другом человеке. Кроме Бога. И потому именно Богу принадлежит право выносить решение о тех или иных наших поступках, словах или мыслях. Авва Дорофей идёт дальше, он говорит о том, как поступать в ситуации, когда мы становимся свидетелями явного греха. Говорит, как реагировать. Авва Дорофей советует обратить внимание на себя самого и сказать себе: «Горе мне! Как он согрешил сего дня, так согрешу и я завтра». В самом деле, мы можем не понимать каким образом человек дошёл до того или иного нравственного преступления. Можем не понимать, как вообще возможно поступать таким образом! Но стоит задать себе этот вопрос, мы обязательно получим ответ в самих себе. Сами дойдём до того состояния, до которого дошёл согрешивший человек. И вряд ли полученный ответ нас обрадует, ведь тот, кого мы осудили, возможно, давно покаялся и Бог принял его покаяние. Но сможем ли покаяться мы и будет ли принято наше покаяние Богом?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (91 оценок, в среднем: 4,98 из 5)
Загрузка...