2016-10-02

Евангелие от Матфея: XXII, 35-46.
Поделиться

631674Евангелие от Матфея. Глава 22, стихи 35-46.

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.

Все мы неоднократно слышали о десяти заповедях закона Моисеева. А многие из нас могут и процитировать их. Если не все из заповедей, то хотя бы половину. И, как показывает священническая практика, большинство из тех, кто берётся пересказать Синайские повеления Бога, начинают с заповеди номер шесть, продолжают заповедью номер восемь, а после этого теряют бодрость и говорят нечто маловразумительное. Шестая заповедь говорит о запрете убийства, а восьмая — о запрете воровства. Именно эти две заповеди известны и памятны больше всех прочих. Но Христос рисует иную последовательность с совершенно иными ценностными коэффициентами. И если следовать словам Господа Иисуса Христа, то становится очевидной неслучайность последовательности заповедей Моисея. Можно сколь угодно много и долго говорить о том, почему нельзя убивать и воровать, завидовать и не почитать родителей. Но все равно останутся вопросы. Все равно, не для всех будут достаточно убедительными приводимые в защиту заповедей аргументы. В самом деле, какими словами можно убедить человека в необходимости почитания отца, который, скажем так, не являл себя образцом добропорядочности, который унижал и унижает мать или который бросил семью когда-то очень давно и не принимал никакого участия в жизни человека и в его воспитании? Убедить почитать такого отца, относиться к нему с уважением невозможно. По той простой причине, что уважать его, собственно, не за что. Но Бог требует уважения и почитания любого отца и любой матери. И не делает никаких оговорок на тот случай, если уж очень не повезло с родителями. Единственным ответом на вопрос почему же человек должен почитать такого своего родителя будет самый краткий ответ: так повелел Бог. Точно также и в отношении прочих заповедей. Но не всех, а девяти из десяти. Самая первая заповедь и самая главная, из которой вытекают все последующие — любовь к Богу. Только по любви и из-за любви к Нему возможно исполнить все то, что Он заповедовал. У человека, который любит Бога, не возникает вопросов почему надо соблюдать заповеди, они не кажутся ему сложными, не кажутся ему невыполнимыми. Такой человек в каком-то смысле подобен влюблённому, который всеми силами стремится сделать все для того, чтобы угодить тому, кого он любит. Ведь, пожалуй, все мы из личного опыта знаем, что любовь пробуждает самый живой и деятельный интерес к объекту любви, будь то жена или муж, мать или отец. Любовь побуждает вслушиваться в слова и предугадывать желания, перечитывать письма и всматриваться в фотографии. Именно этим и характеризуется любовь к Богу: стремлением соблюсти заповеди. Но при всем при этом истинная любовь к Богу и людям возможно не иначе, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас?

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (32 оценок, в среднем: 4,66 из 5)
Загрузка...