2017-08-15

Мф., 95 зач., XXIII, 23-28 (прот. Павел Великанов)
Поделиться

Mosaics_Portable_MG_7387-6Мф., 95 зач., XXIII, 23-28 (прот. Павел Великанов)

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Продолжается в храмах чтение обличительной речи Христа Спасителя, адресованной книжникам и фарисеям незадолго до предательства и ареста. Давняя язва открывается и становится очевидной для многих: духовные лидеры оказались пустословами, за их пафосными и безапелляционными утверждениями, как выяснилось, нет никакой правды жизни. Бог оказался совсем не там, куда указывали стрелочки обрядов и предписаний.

Хлёсткими, яркими, образными фразами Спаситель уничтожает те казавшиеся незыблемыми установки, благодаря которым фарисеи искусно манипулировали верующими иудеями. «Горе вам» – слова, с которых начинается почти каждая фраза – это не просто риторический приём, это проклятие, противоположное по сути благословению. Насколько это было сильно, мы сможем понять, когда вспомним, что именно тщательное выполнение религиозных предписаний декларировалось фарисеями как главное условие благословения Божия. А тут – на тебе! – проклятие! Вместо обещанного благословения! Какой скандал!

Зачем Спаситель так резко обличает фарисеев? Он вовсе не преследует задачу как-то унизить фарисеев перед окружающими. Смысл этих жёстких речей иной: идёт установка новых акцентов, и эта речь – прежде всего контрастный фон для самых главных заповедей Спасителя. При этом смысл заповедей не меняется – любовь к Богу и ближнему – но существенной перемене подвергается способ их реализации. Также, как и любая музыкальная партия может быть исполнена ужасно, кощунственно, невыносимо – так и ветхозаветный иудаизм утратил этот тонкий духовный слух, позволявший некогда различать слова Бога среди житейского суетливого шума. Представим себе, что вы приходите на концерт симфонического оркестра – и слышите, как начинают настраивать инструменты. Проходит минута, две, пять, десять, уже полчаса – а они всё никак не могут настроить свои скрипки и виолончели. Уже время антракта – а концерт так и не начинается. Христос входит в ветхозаветный иудаизм как камертон чистого звука: он звучит резко, однозначно, неизменно. Кто его услышал и стал «играть» в Христовой тональности – стал христианином. Кто так и остался в привычной тональности – она ведь, как говорили фарисеи, заповедана отцами – стали в итоге врагами Христовыми.

Можем ли мы с вами сказать, что слышим звучание этого камертона в нашей жизни? Как это можно понять? Давайте попробуем посмотреть на нашу жизнь как бы сверху, не изнутри самого процесса, а со стороны. Что это – симфония или какофония? Есть ли те, кто с радостью слушают, какие звуки издают наши инструменты? Слагаются ли они в благозвучия – либо, напротив, соперничают и уничтожают друг друга? Можем ли мы сказать, что сами понимаем, какую песню жизни поёт наша душа? Да и поёт ли она вообще?…

Помоги же нам, Господи, услышать самую главную песню – для которой Ты дал нам все необходимые инструменты – но вот сложить её мы должны сами – с Твоей, конечно же, помощью!…

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (70 оценок, в среднем: 4,91 из 5)
Загрузка...