2017-08-04

Мф., 83 зач., XXI, 12-14, 17-20 (прот. Павел Великанов)
Поделиться
Поль Гюстав Доре. Иисус изгоняет торговцев из храма.

Поль Гюстав Доре. Иисус изгоняет торговцев из храма.

Мф., XXI, 12-14, 17-20 (прот. Павел Великанов)

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13 и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Грозное евангельское чтение мы сейчас слышали. Совсем немного дней остаётся до предательства и ареста Иисуса, и Он приходит в Иерусалимский храм с гневными словами осуждения царивших там порядков. Вместо молитвы – бизнес, вместо милости – нажива, вместо проповеди Единого Истинного Бога всем людям – циничное отмежевание евреев от других народов. Понимая, что решение по Его дальнейшей судьбе уже принято, Спаситель переходит от слов к глубоко символическим поступкам. Разбросанные Им по храмовой территории столы и скамейки – предзнаменование страшной катастрофы, которая вскоре произойдёт, когда войска Тита окружат Иерусалим, и храм будет снесён с лица земли. Проклятие смоковницы – и быстрое её усыхание – образ будущего народа, который не увидел Своего Мессию и Спасителя. Эти яркие поступки должны были крепко засесть в памяти учеников, чтобы потом, уже после Славного Воскресения, их смысл раскрылся во всей полноте.

И сегодня хотелось бы затронуть тему духовного бесплодия – образом которой и послужила смоковница. Можем ли мы, христиане, объективно понять, насколько мы – продуктивны или бесплодны?

Для этого нам надо определиться: а что является главным результатом всей нашей деятельности, обращённой к Богу? Казалось бы, ответ должен быть очевиден: святость как состояние реальной, а не воображаемой близости к Богу. Если мы возрастаем в святости – значит, мы идёт верным путём. Если нет – надо срочно остановиться и начинать разбираться, где мы повернули не туда, куда следовало. Как же увидеть эту святость? Да и вообще, какое право имеем мы, грешные и непотребные, говорить о нашей личной святости? Не богохульство ли это?

Такой вопрос может задать только человек, невнимательно читавший Новый Завет. Апостол Павел многократно призывает своих учеников постоянно проверять себя, насколько они «ходят в Духе», «водимы Духом», «носят в себе Святой Дух». Для него объективность действия Святого Духа в христианах – главный показатель их веры. Не декларация богословских знаний, не участие в тех или иных священнодействиях и таинствах, не строгость соблюдения постов и продолжительность молитв – всё это не более чем средства – для достижения главного результата: открытости для действия Святого Духа. Показатели этого действия для нас ясно перечислил тот же апостол в послании к Галатам: если мы живём духом, то по духу и поступать должны. То есть – не тщеславиться, не раздражать друг друга, не завидовать один другому, без превозношения, но с кротостью исправлять чужие огрехи, и брать на себя разрешение чужих проблем. Заметим: здесь ни слова не сказано ни о «духовных восторженных состояниях», ни о «явлениях ангелов или святых», ни о дарах чудотворений и прозорливости. Вот он, главный оценщик нашей близости к Богу – наш ближний, которому рядом с нами становится или всё лучше и лучше – или, напротив, всё горче и хуже. И кем бы ты ни был – многодетным или малодетным, одиноким или монахом – других вариантов нет: путь к Богу – только через выстраивание гармоничных отношений с окружающими. И если в нашей жизни этому уделяется лишь только «остаточное» внимание – грош цена всем нашим постам и молитвам. Мы ничем не лучше фарисеев, которых столь категорично осудил наш Господь и Спаситель.

Помоги же нам, Господи, всегда помнить о том, что тот самый ближний, который постоянно мелькает перед нашими глазами – и есть главный индикатор уровня нашей святости – или, напротив, религиозной лживости!

Читать еще на сегодня:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (36 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...